home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
 
Велопробег по дороге жизни проходящей по льду Ладожского озера. 27-28 января 2000 года.
 

28 c половиной часов - такова длина ледовой "Дороги жизни". 27 января, когда отмечается день полного снятия блокады Ленинграда, команда велосипедистов Федерации Путешественников провела мемориальный велопробег по Дороге жизни. С 1941 по 1943 год зимой из осажденного города шла на большую землю дорога. Начиналась она в районе Ржевского переезда, далее поднималась на Румболовскую гору, что во Всеволожске, доходила до берега озера у поселка Кокорево. За тем машины с подлежащими эвакуации людьми ехали по льду мимо Зеленецких островов в поселок Кобона, а навстречу им двигались полуторки груженые продовольствием. Кончалась дорога жизни у железнодорожной станции Войбокало, с которой можно было попасть на "большую землю".

Карта велопробега по "Дороге Жизни"
 

В наше время 27 января устраиваются многочисленные мероприятия в память о днях блокады, многие из них проходят у монументов стоящих вдоль дороги жизни. Однако пройти всю дорогу целиком сегодня очень сложно. За последние десятилетия климат заметно потеплел, и лед в юго-западной части озера становиться редко. То есть у берегов он есть каждый год, а вот в районе истока Невы, частенько располагается большая полынья. Интересно отметить, что самые ранние сроки начала движения по льду озера во время войны относились к концу ноября, а сейчас, даже в конце января прочный лед большая редкость. Для прохождения же ледового участка на велосипедах важно не только наличие льда, но и долговременное отсутствие снегопадов, иначе езда по льду будет невозможна. Идея покорить ледовую трассу на велосипедах пришла в голову Виктору Шульцу в прошлом году, однако зимой 1999 года не было подходящих погодных условий. Переход пришлось отложить. В этом году за две недели до дня полного снятия блокады установились сильные морозы. На восточном берегу озера термометр показывал до минус 35 градусов! Проведя ледовую разведку в районе Кобоны 23 января, и убедившись в наличии льда, мы решили ехать. 27 января в 10 утра мы стартовали.

 
Первая прокладка курса у памятника "Разорванное Кольцо"

Первые 42 километра от Ржевского переезда до памятника "Разорванное кольцо" команда шла по асфальтовому шоссе без каких-либо трудностей. Дальше мы спустились на лед Ладожского озера и взяли курс 120 градусов в сторону невидимых от берега Зеленцких oстровов. Стояла солнечная ясная погода, снега на льду было мало, и мы неожиданно быстро катили в нужном направлении развивая скорость до 10-11 километров в час. Пройдя 9 километров, устроили небольшой привал, после которого события стали разворачиваться неблагоприятным для нас образом. За два дня до старта прошел довольно сильный снегопад, но попутный нам западный ветер снес весь снег от западного берега и прибил его к восточному. Центральная часть озера также находилась под довольно глубоким снегом. Примерно с десятого километра пути нам пришлось спешиться и вести велосипеды рядом.

 

Скорость движения резко упала. Иногда еще попадались места, где можно было бы сесть на велосипеды, но наступившая темнота мешала нам ехать. Вдруг попадется трещина или полынья? К этому моменту мы как раз находились в самой трещиноопасной зоне, находящейся примерно на пол пути до Зеленцов. В десять вечера согласно расчетам мы должны были быть у самых Зеленцов, однако в темноте найти их не удалось. Были видны удаленные огни поселков разбросанных по обоим берегам Ладоги в 15 и даже 20 километрах от нас, а островов, до которых должно было быть не более километра, заметить было невозможно!На втором привале в 14 километрах от берега нас постигла еще одна крупная неприятность: в темноте я уронил компас в снег. Теперь успех нашего дела полностью зависел от погоды. Если сядет туман, который закроет огни поселков, мы вынуждены были бы остановиться. Следует отметить, что на Ладожском льду беспрепятственно хозяйничают сильные ветра и стоять на нем крайне тяжело. Не смотря на относительно теплую погоду (было около минус пяти градусов), замерзаешь очень быстро.

 

Мы вычислили огни, которые соответствовали по нашим понятиям Кобоне, и вновь отправились в путь. Команда шла без остановок до 4 утра. К этому моменту мы были примерно в 10 километрах от берега. Чем ближе был восточный берег, тем тяжелее было идти. Снега становилось все больше, копилась усталость. Наскоро перекусив остатками еды, команда опять отправилась в путь. Наша скорость упала до полутора-двух километров в час. Создавалась иллюзия, что сколько не иди, а Кобона ближе не станет! Позже причина этого эффекта стала ясна. В Кобоне на высоком холме стоит мачта, на которой горит сильный прожектор, принятый нами за обычный фонарь. Исходя из этого, мы постоянно ошибались в оценке расстояния, существенно занижая его. Наконец, в десять утра, то есть ровно через 24 часа после старта, мы ступили на твердый берег. Часовой отдых и снова в седло. На этот раз пришлось ехать по хорошо знакомой обледенелой дороге сначала до деревни Лаврово, а за тем и до Войбокало. В 14ч 30минут, после двадцати восьми с половиной часов пути, команда финишировала, пройдя не многим более 100 километров, из которых примерно 30 по льду Ладоги.

Илья рассекает по льду.
   
Алексей Соболев на просторах Ладоги
Привал посреди Ладожского озера
   

Велопробег выдался очень тяжелым, и неожиданно опасным, виной чему стала потеря компаса. Но был у похода и не только спортивный результат. С детства я слышал о ледовой дороге, все казалось просто: лед толстый машины военные, стоят охранные зенитки. Но сейчас я перестал понимать, как такое было возможно! Весь путь отлично просматривается с южного берега озера, который был оккупирован немцами. Мы хорошо видели огни Шлиссельбурга, до которого было примерно 15-18 километров. Таким образом, противник получал возможность не только бомбить дорогу при помощи авиации, но и использовать артиллерию, от которой, как известно, зенитками не спастись. При этом, не было необходимости попадать в движущиеся машины, достаточно просто взламывать лед, который и без того склонен ломаться! Сегодня мы знаем, что в нашей современной истории много мифов и извращенных фактов. Если бы я точно не знал со слов моей мамы, что она была эвакуирована из осажденного города на машине по Дороге жизни, то после того, как я сам прошел этот путь, ни за что бы не поверил, что такая дорога могла существовать! Нам, конечно, сегодня не оценить и даже не осознать величину того подвига, который был совершен нашими людьми в те годы. Единственное, что мы можем - это помнить и преклоняться.

В походе принимали участие: ИЛЬЯ ГУРЕВИЧ, ВИКТОР ШУЛЬЦ, АЛЕКСЕЙ СОБОЛЕВ. До "Разорванного кольца" нас провожала АННА КОНОНОВА.

 Автор Фотографий Виктор Шульц
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты