ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха
ВЫБИРАЕМ ЦИКЛОКРОСС?

горные вершины Да, эта статья тоже о том, как выбрать велосипед, и стоит ли выбирать в качестве велосипеда циклокросс, и в каких случаях? Тема выбора велосипеда безгранична, это же не автомобиль выбирать. Там все просто: взял белый с кондиционером,
Итак, не скрою, я приобрел себе циклокросс любительского уровня, и, как полагается редактору сайта «ВелоПитер», хочу поделиться с аудиторией плюсами и минусами такого выбора.

Описание циклокроссовых велосипедов как класса, можно посмотреть в другой статье на ВелоПитере http://velopiter.spb.ru/tech/cyclocross/

Исходные положения такие:
Циклокросс был куплен в мае 2013 года, для того, чтобы принять участие в велопробеге длиной 1200 км из Петербурга в Москву. Также я в прицеле держал возможность принимать участие в бреветах — марафонах длиной 200 и 300 км. Бреветы проходят по шоссе, а пробег Питер - Москва, планировался разнообразнее: 85% асфальта, 12% - грейдеров и проселков, и 3% троп по лесам, полям и болотам. При этом, ехать предполагалось (как и на бреветах) на пустых велосипедах, без багажников и рюкзаков. Разве что на некоторых участках, я, как руководитель пробега, должен был везти небольшой заплечный рюкзак с ремнабором, аптечкой и перекусом. Темп предполагался на столько быстрый, на сколько будет по силам любителям, с учетом ежедневного километража от 80 до 163 километров. На фото внизу (здесь и далее использованы фотографии Антона Гришина), я веду колонну участников велопробега по просторам Ленинградской области.
на марше

При выборе циклокросса я ставил перед собой несколько вопросов:

Почему именно циклокросс, а не, скажем, шоссейник?
Почему циклокросс, а не хороший гибрид?

Первый вопрос. Основным моим тезисом было как раз получить максимум возможного для себя на шоссе, с учетом того, какое именно шоссе есть в наличии. Российского разлива. При этом не утратить возможности ездить по плохим дорогам, грейдерам и даже тропам. Ведь я хочу ехать где я хочу, а не тщательно подбирать дороги под возможности своего велосипеда, как делают многие мои друзья на шоссейниках. Конечно, у меня есть МТБ для «хардкорных» приключений. Но, кажется, его использование логично, когда соотношение обратное: 60, 70% - троп, болот, бездорожья, а остальное — дороги. Затем, я все-таки прожженый (в трех местах) турист, и велосипед без возможности поставить на него багажник, вызывает у меня чувство глубокого сомнения. Есть любители и поставить полноразмерные крылья. Я не принадлежу к таким, предпочитая быстросъемные, но тем не менее.

Соответственно, шоссейный велосипед под эти задачи подходит плохо. Хотя, известные шоссейные покатушки вокруг Ладоги, вполне себе проходят по участку грейдера в 40 километров. На фото ниже - хорошая, укатанная дорога, вполне подходит для циклокросса.

на марше


Переходя ко второму вопросу заметим, что гибрид под эти задачи подходит. При этом имеет и свои преимущества. И в самом деле, если задача циклокросса, то, для чего он был изобретен, это циклокроссовая гонка, то гибрид изначально заточен под туризм. Гонка на циклокроссах, все-таки не предполагает движение на велосипеде в течении целого дня. Комфортность циклокросса заметно меньше. Гибридов ныне великое множество, и можно подобрать экземпляр и под себя. Результаты теста и показали, что если преимущества циклокросса по сравнению с шоссейником на отечественных дорогах кажутся довольно очевидными, то с гибридами не все так просто. Но обо всем по порядку.

Велосипед GIANT TCX 3 (2013) 28"/700CИтак, мной была выбрана модель http://mountainpeaks.ru/catalog/velosipedy/TCXtsiklokrossovye/velosiped_giant_tcx_3_2013_28_700c/ которая имелась в нужной ростовке в магазине «Горные Вершины» в Озерках.

Правда, прямо в магазине мы сделали некоторые изменения. А именно, сменили покрышки слики, которые стандартно шли в комплекте с этим велосипедом (Giant P-RX2 700x32c w/ Deflect Anti-Puncture) на более зубастые Maxxis MUD WRESTLER и Maxxis RAZE, обе 700х33с/75 psi. Если менеджеры "Горных Вершин" читают эту статью, то сообщу: не расслабляйтесь! За сликами я еще приеду. Когда соберусь ехать на бревет. 

Также, вместо «топталок» поставили контакты. Полноразмерные крылья ставить не стали, ограничились задним крылом с креплением на подседельную трубу.


Итак, испытание Россией.

Наш маршрут пролегал из Питера до Москвы второстепенными дорогами и тропами, по Национальному велосипедному маршруту России номер 1 (ныне проектируемому). Стартовали прямо с Невского проспекта.

75 psi в покрышках, это, сказать по нашему, 5 с кепкой атмосфер. Вообще говоря, чуть меньше, чем хотелось бы. Правда я дал искомые 6 атмосфер и так и ехал весь поход.

Болотоходные характеристики.

Болото у нас было разнообразное. Сначала натуральное болото по которому идет дорожка, потом она улучшалась до состояния тропинки через сосновый лес, затем вновь ухудшалось до состояния гати.

Главное впечатление байкера, привыкшего к МТБ от циклокросса — это бездорожье, болота и лес. Наблюдать перед собой (да простят меня шоссейники) тоненькую покрышку (33) на бездорожье было совершенно непривычно. Первую канаву я даже не стал штурмовать. Перенес велосипед на себе. 10 килограмм однако. Чуть больше 10ти в моей ростовке и комплектации. Это ощутимо, килограмма на три меньше, чем весит мой байк. Это, безусловно позитив.  Нести 10 килограмм приятнее, чем 13. О чем и свидетельствует картинка ниже.

на марше

За бродом пошла тропинка. Преодолев некий страх «тонкого колеса, которое должно немедленно сложиться», я все таки поехал. Тест все таки. И тут есть о чем рассказать. «Не фатальное» бездорожье — безусловно этому циклокроссу под силу, особенно с учетом замененных покрышек. Однако динамика езды на циклокроссе несколько иная. Если на байке ты можешь не спеша прокручивать через преграды, ехать в неспешном темпе (к чему вся эта суета?), то циклокросс располагает к более агрессивной езде. На малых скоростях в прогулочном ритме по буеракам ездить не с руки. Самая «могучая» передача получается 34 на 28. Прямой передачи, типа 32 на 32, как на моем байке нет. Другими словами, если крутить, так крутить. Да и поведение узкой покрышки отличается от поведения широкой. Грубо говоря, погружаюсь я в болото глубже, чем коллеги на байке. Это, замечу, не всегда плохо.

Маневренность (правда на бОльших скоростях) циклокросса оказалась вполне на уровне. То есть, МТБ, конечно, уступает. Но «зачет» получает однозначно. Конечно, если бы вопрос стоял лишь о тропах в сосновых лесах, грунтовых дорожках на болотах, то я бы предпочел МТБ. Но с учетом того, что львиная доля пути проходит по асфальту, то получилось хорошо.

на марше

Асфальт

Конечно, велосипед идет. И сам черт ему не брат. Асфальта у нас на пути было 950 км, из которых порядка 850, это «улица разбитых фонарей». Поход проходил в мае, когда после зимы дороги совершенно разбиты, а сезон ремонта еще практически не начат. Словом, ужас. Особенно запомнились два участка: от Шимска до Старой Руссы, и окрестности Осташкова. После Шимска дорога представляла собой серую ленту, которая каждые два-три метра прорезалась глубокой поперечной канавкой. И так без малого 50 км. Бух-бух-бух-бух-бух... Следует отметить, что роста я большого, под 190, и веса чуть за 110. В этих кондициях убить колеса довольно легко. У Осташкова, похоже, поселилась большая асфальтоежка. В покрытии просто выгрызены ямы, сантиметров по 10-20 глубиной, которые перемежались участками неплохого покрытия. Только разгонишься — ямы. Конечно, что-то перепрыгнешь, но попадаешь периодически, деваться некуда. Можно поставить в зачет циклокроссу, что при поездках на нем, так тщательно выбирать дороги, как для шоссейника не требуется. Хотя также отмечу, что одно дело проехать, преодолеть, достичь поставленной цели. Иное — получить удовольствие от процесса. На битом асфальте удовольствие от езды на велосипеде, видимо, любого типа, почти нулевое. После всего этого кошмара я три спицы подкрутил. Это все, чем расплатился за «удовольствие» от «шоссе». Биение было минимальным, но все равно убрал.

Грейдер и дорога, обильно посыпанная гравием и крупным гравием

на марше

Приличный грейдер вполне едется на циклокроссе, хотя дороги с большим количеством песка — не то, что можно порекомендовать как покрытие, способное выявить достоинства велосипеда этого типа. Хуже всего было на песчаных дорогах после дождя. Верхний слой песка намокал, а под ним был и песок еще сухой. Коллеги на МТБ продавливали верхний слой, а циклокросс периодически его прорезал. Это было «не айс». Колесо сдвигало мокрый верхний слой, и велосипед сильно болтало.

Наконец, хуже всего ехать было по свежему крупному гравию. Это было настолько плохо, что я периодически хватал запасной велосипед (примитивный гибрид, но с передней вилкой), и проезжал куски дороги, засыпанные крупным щебнем на нем. В рамках велопробега, когда рядом едет техничка и можно взять резервный велик, это возможно. Ясно дело, если бы технички рядом не было, проехал бы и так. Но получается из рук вон плохо. Душу вытрясает на раз.

на марше

Из других плюсов и минусов циклокросса отмечу:

  • На данной конкретной модели мне все таки не хватало третьей звезды спереди.
  •  Хорошим плюсом можно отметить разгонные характеристики этого байка. Скорость набирает здорово.
  •  Относительным минусом можно назвать для велосипедов этого класса посадку, которая менее комфортная, чем на гибриде. Все таки, гонки, для чего этот тип велосипедов существует, предусматривает более спортивную, менее комфортную посадку. Впрочем, привыкаешь.
  •  Наконец, привыкнув за годы педалирования на байке, смена режима педалирования на циклокроссе доставляла мне некоторые... даже не то, чтобы неудобства, сколько приходилось об этом думать. К новому подбору передач, новой геометрии, новой динамике надо привыкнуть. Даже руль баран, с которым я ездил на заре своих занятий велотуризмом в прошлом веке, не сразу напомнил мне о своих достоинствах.
  •  Наконец, перейдем к выводам.
 Циклокросс — несомненно спортивный снаряд, и использование его можно порекомендовать тем, кто вкручивает, а не катается. Какие условия для успешного выбора циклокросса я вижу?
  1. Если вы планируете проезжать походы (на циклокроссе, замечу, есть все необходимые «дыры» для крепления багажника, хотя таскать на нем большой вес, видимо будет означать перечеркивание его основных достоинств) в спортивном режиме, и эти походы включают в себя широкий набор дорог (в основном), и даже троп (немного), то выбор циклокросса будет отличен. Если троп и бездорожья будет больше, то ваш выбор МТБ.

  2. Если вы думаете о походе по широкому набору дорог и даже троп, подразумевая спокойный, созерцательный темп, то вам лучше остановить свой выбор на гибриде.

  3. Если вы сторонник быстрой езды, но при этом человек, адекватно оценивающий состояние окружающих нас дорог и их перспективы, то покупка циклокросса вместо шоссейника вполне оправдана. Да, в скорости вы несколько проиграете. Даже если поставите более тонкую резину, и набьете в нее искомые 8 атмосфер. Но выезжая из дома вы будете думать о том, что хотите увидеть, а не о том, где можно проехать. Циклокросс более универсален, и вы не будете привязаны только и исключительно к шоссе.

  4. Если вы уже не мальчик, если вы помните, если не полет Гагарина в космос, то хотя бы чемпионат мира по футболу в Аргентине (1978), но жизнь «заставляет» вас ездить с «кабанами» и по дорогам, то вам тоже впору присмотреть себе циклокросс. На шоссе, по сравнению с МТБ он вам легко дает 5-7 км в час при тех же усилиях.

  5. И, я, конечно, не пишу про циклокроссовые гонки, так как в России их практически нет.

  6. И последняя мысль: трудно предположить, что у человека может быть десяток велосипедов абсолютно на все случаи жизни. И в этом случае, циклокросс может вполне заменить шоссейник и гибрид, занимая свою нишу, и уступая им в отдельных элементах.
Словом, в моей конюшне циклокросс занял свое место. Это мой четвертый велосипед (первые три: МТБ, гибрид и фатбайк), и я надеюсь, он не будет простаивать без дела.

Благодарю компанию Горные Вершины, официального дилера бренда Giant в Санкт-Петербурге за помощь в приобретении и подготовке велосипеда.
горные вершины

Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015