ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Меридиан Байк

 

Меридиан Байк - Велосипедный магазин на Б. Сампсониевский пр. 75

представляет:

SHIMANO. КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ ГОРНОГО И ТУРИСТСКОГО ВЕЛОСИПЕДА.

Слово "Shimano", без преувеличения, знакомо каждому, кто катается на современном велосипеде, и даже тем, кто только собирается велосипед покупать. Пожалуй, около 80% продаваемых в России велосипедов имеют в своей навеске компоненты этого японского гиганта велоиндустрии. А от навески во многом зависит класс самого велосипеда, его вес, легкость работы его систем…

Все компоненты Shimano объединены в группы. Чем выше группа, тем более технологичны ее составляющие, меньше вес, выше надежность (впрочем, для гоночных компонентов высокого уровня надежность может быть принесена в жертву сверхнизкому весу и четкости работы). Группы же, в свою очередь, объединены в серии по применяемости к различным категориям велосипедов: горным (МТБ), туристским, городским (серия Комфорт") и шоссейным.

Словарь "шимановеда" полон различных терминов, подчас вызывающих ужас у неискушенного байкера; чем выше группа, тем больше фирменных названий шимановских технологий и конструкторских решений упоминается в описаниях. Поэтому в конце обзора я привел маленький "Толковый словарь терминов Shimano".

Здесь мы рассмотрим группы Shimano для горного велосипеда (МТБ) и туристского гибрида. Важно помнить, что производитель год от года модернизирует компоненты, причем иногда группы меняются до неузнаваемости, и данная ниже классификация относится к модельному ряду 2010 года. Компоненты 2008, 2006 годов и ранее отличаются от современных весьма существенно.

Вот группы оборудования Shimano для МТБ и туристских велосипедов:

XTR [Экс-Ти-Ар]
SAINT [Сэйнт]
Deore XT [Диор Экс-Ти]
SLX [Эс-Эл-Экс]
Deore LX [Диор Эл-Экс]
Deore [Диор]
Alivio [Аливио]
Acera [Асэра]
Altus [Ал(ь)тус]
Tourney [Тёрни]

Для начала обратите внимание на таблицу применимости компонентов разных групп Shimano для различных стилей катания:

groups

Справедливости ради стоит заметить, что применение разных групп в реальных условиях, конечно же, не столь однозначно. Приведенная ниже таблица составлена в порядке, присущем шимановскому каталогу – от "верхних" групп к "нижним", однако просматривать ее удобнее снизу вверх:

XTR – высшая группа Shimano, предназначенная для профессиональных гонщиков кросс-кантри. Минимально возможный вес при сохранении надежности (впрочем, иногда надежность приносится в жертву малому весу). Если вы – не спортсмен, подумайте – стоит ли вам прицениваться к этим компонентам, стоимость которых чрезвычайно высока.

Система HOLLOWTECH II с наборами звезд 44-32-22 и 44-32-24, большая и малая звезды – алюминиевые, средняя – композитная с титановыми зубьями.

Манетки с мгновенным сбросом передачи, возможностью двойного переключения как вниз, так и вверх, настройкой положения манетки относительно руки. Манетки очень удобны – пожалуй, этот компонент можно рекомендовать всем (у кого найдутся на них деньги). Есть комборучки Dual Control (как под дисковую гидравлику, так и под ви-брейки). Для легкости переключения манетки собраны на подшипниках. Индикатора выбранной передачи нет – гонщикам он не нужен.

Тормоза: в линейке есть как ви-брейки с параллельным ходом колодок, так и двухпоршневые дисковые тормоза с монолитным калипером, тормозными колодками с увеличенным ресурсом на титановых пластинах, роторами на алюминиевых пауках. Ручки Servo Wave.

Кассета, в которой шесть больших звездочек объединены в 3 блока (по 2 звезды в блоке), каждый блок на алюминиевом пауке; четыре больших звезды традиционно для XTR сделаны из титана.

Три варианта заднего переключателя: два классической конструкции , один из которых – Top Normal, а другой – Low Normal, и переключатель Shadow с карбоновой лапкой. Оба ролика всех переключателей на промышленных подшипниках.

Втулки под дисковые тормоза с креплением Center Lock и под ви-брейки – втулок под шестиболтовое крепление ротора нет; двойное контактное уплотнение, шарики подшипников сделаны из нержавеющей стали, орех задней втулки выполнен из титана. Есть передние втулки под 20-мм вставную ось, что повышает жесткость системы "втулка-вилка" и улучшает управляемость. Орех с системой micro ratchet.

SAINT – "тяжелая артиллерия" Shimano, группа, созданная для экстремальных дисциплин, таких как слоупстайл, даунхилл, жесткий фрирайд. Во главу угла поставлена прочность. Эталон надежности, по мнению многих экспертов – системы SAINT, HOLLOWTECH II, длина кареточного узла 68/73 мм (FC-M810) или 83 мм(FC-M815) с возможностью установки одной или двух звезд из ряда 34/36/38/40/42 зуба и рокринга;

Самые мощные в линейке Shimano четырехпоршневые дисковые тормоза (система SERVO WAVE, регулировка досягаемости ручек без инструментов, регулировка хода рукоятки), ротор на алюминиевом пауке.

Втулки с гибридным (обычное + лабиринтное) уплотнением, только под роторы Center Lock; передняя втулка под 20-мм вставную ось, задние втулки шириной 135 мм (монолитная ось 10/12 мм) и 150 мм (монолитная ось 12 мм); очень надежная конструкция "ореха" (механизма свободного хода), зубчатка с малым шагом (micro ratchet).

Задний переключатель Shadow со сверхшироким линком для увеличения жесткости, более сильной пружиной натяжения цепи, с переключателем режимов для работы с кассетами как малых шагов для даунхилла (23-28 зубьев низшая звезда), так и больших для фрирайда (28-34 зубьев низшая). Переключатель RD-M810 создан по технологии Deep SHADOW, он еще более компактен, чем XTR или XT, что уменьшает вероятность задевания им препятствий.

Поскольку "туризм в России – больше, чем туризм", многие любители возить на багажниках по 40 кг собирают колеса на втулках SAINT, да и задние переключатели этой группы велотуристы не обходят стороной. Пугает лишь цена…

Deore XT Компоненты этой группы можно рекомендовать как серьезным спортсменам, так и "продвинутым" любителям, а также велотуристам. Не уступая, а где-то и превосходя в надежности группу XTR, эти компоненты немногим тяжелее, зато существенно дешевле. Впрочем, тут "дешевле" – не значит "дешево"…

Так же, как и в группе XTR, здесь представленытри варианта заднего переключателя: два классической конструкции , один из которых – Top Normal, а другой – Low Normal, и переключатель Shadow. Верхний ролик всех переключателей на керамической втулке с уплотнением, нижний – на промышленных подшипниках.

Тормоза – дисковые гидравлические двухпоршневые, с монолитным цельнофрезерованным (не из двух половинок) калипером, что повышает его надежность и жесткость. Ручки с регулировкой досягаемости без инструментов, системой SERVO WAVE, регулировкой хода рукоятки, ротор Center Lock на алюминиевом пауке, есть ротор под стандартное крепление – 6 болтов.

Манетки с мгновенным сбросом передачи, возможностью двойного переключения как вниз, так и вверх, с возможностью установки как ближе к центру руля, так и дальше, относительно хомута тормозной ручки; два варианта положения манетки относительно руки. Есть комборучки Dual Control, как под дисковую гидравлику, так и под ви-брейки (впрочем, вторая относится, скорее, к туристской группе). Для легкости переключения манетки собраны на подшипниках. Индикатор выбранной передачи может быть демонтирован.

Система HOLLOWTECH II, Большая звезда – алюминиевая, средняя – композитная со стальными зубьями (32 зуба) или алюминиевая (36 зубьев), малая – алюминиевая.

Передние втулки – как и в группе SLX – под эксцентрик, под 20-мм вставную ось и под 15-мм вставную ось с эксцентриком E-thru. В "орехе" задней втулки – зубчатка с малым шагом (micro ratchet). Втулки выпускается в вариантах как под роторы Center Lock, так и под шестиболтовое крепление (передняя втулка HB-M758 с 15-мм вставной осью E-thru).

для туристских велосипедов

Отдельно позиционируется группа Deore XT для туристских велосипедов. Как и в случае с туристской Deore, в эту группу "переехали" ви-брейки и втулки для них, система с "гибридным" набором 48-36-26 зубьев, совместимая с кожухом цепи, появились "тихие" тормозные ручки (в том числе под три пальца) и модулятор тормозного усилия.

SLX Эта группа фактически заменила собой не старый LX, а, скорее, почившую в бозе группу HONE, и позиционируется на рынке, как навеска для агрессивного кросс-кантри и олл-маунтин (all mountain) – легкого фрирайда. Отсюда и буква "S" – Super LX. Очень хороший выбор для тяжелого, в том числе горного, велотуризма, а также для тех, кто хочет чего-то большего, чем просто езда по пересеченке, но покупать "фрирайдного монстра" не собирается.

Системы SLX и выше с интегрированной осью изготовлены по технологии HOLLOWTECH II – с полыми шатунами, прочными и легкими. Большая звезда – алюминиевая, средняя – композитная со стальными зубьями (32 зуба) или алюминиевая (36 зубьев), малая – стальная. Одна из лучших систем по соотношению цена/качество/вес. Есть вариант с двумя звездами и рокрингом. В отверстия крепления педалей впрессованы стальные резьбовые вставки, что, безусловно, оценит тот, кто хоть раз вырывал педали "с мясом".

Дисковые гидравлические тормоза с роторами Center Lock.

Втулки – только под роторы Center Lock, в "орехе" (механизме свободного хода) применена зубчатка с малым шагом (micro ratchet), уменьшающая угол проворачивания педалей вхолостую при начале педалирования. Передняя втулка выпускается в вариантах под эксцентрик, под 20-мм вставную ось и под новый стандарт Shimano, разработанный совместно с производителем вилок Fox Racing Shox – 15-мм вставную ось с эксцентриком E-thru.

Те, кто помнят LX как навеску для МТБ, стоящую между Deore и Deore XT, будут удивлены, узнав, что с 2009 года это – совершенно обособленная группа, и призвана она украшать туристские велосипеды. Правда, туристские не в том смысле, который вкладывает в это слово российский байкер – с грязью, бродами, лесовозными колеями и пр. Имеется в виду туризм, в основном, дорожный. Отсюда и концепция группы – элегантность, удобство и надежность.

В отличие от туристской Deore, LX имеет в арсенале и ви-брейки, и дисковую гидравлику с роторами Center Lock. Бесшумные тормозные ручки и тех, и других тормозов – под три пальца (спорное решение – оба тормоза позволяют спокойно тормозить одним-двумя пальцами). Для ви-брейков есть модулятор. Комборучки под ви-брейки.

Втулки под ви-брейки и Center Lock с лабиринтным уплотнением, обеспечивающим меньшее сопротивление вращению. Туристы, предпочитающие вставать на ночлег впотьмах, оценят передние динамо-втулки, выдающие на фару напряжение 6 В и мощность 2.4 или 3 Вт.

Тихо работающие манетки с большими оптическими индикаторами передач.

Кассета та же, что и в группах SAINT/SLX, три больших звезды на алюминиевом пауке.

Deore – первая "серьезная" МТБ группа компонентов. Привод Deore и выше рассчитан на работу с 9-скоростной кассетой, но переключатели могут применяться и на велосипедах с 8-скоростными кассетами.

Начиная с этой группы и выше, в линейке появляются задние переключатели Shadow – одна из самых важных инноваций Shimano за последние годы (их почему-то нет только в "туристских" группах), манетки с двунаправленным сбросом Rapidfire Plus и мощные двухпоршневые гидравлические дисковые тормоза новой конструкции. Калипер тормоза DEORE теперь отличается проточным, а не разветвляющимся (как было раньше) каналом движения масла. Это позволяет при прокачке полностью избавиться от воздушных пузырьков в калипере. Теперь все гидравлические тормоза Shimano, начиная с этой группы, имеют  "радиальный" мастер-цилиндр, ось поршня которого расположена перпендикулярно оси руля. Это решение, к которому все чаще прибегают производители тормозных систем, улучшает эргономику и позволяет лучше контролировать тормозное усилие.

Системы Deore и выше – двухкомпонентные, с интегрированной в правый шатун полой осью и кареткой с наружными чашками. Этими решениями достигается большая жесткость при меньшем весе. Системы с внешними чашками каретки нравятся далеко не всем (у них большая линия цепи, они требуют безупречного кареточного узла рамы, иначе – перекос и быстрый износ) , однако в верхних группах разных производителей все реже и реже можно встретить картриджные каретки – таков тренд… Шатуны Deore кованые. Большая звезда алюминиевая, средняя и малая – стальные.

рычажок сброса – двустороннего действия (2-way Release) – позволяет переключать передачи с больших на меньшие звезды нажатием на рычажок как на себя, так и от себя. Эта система реализована и во всех группах выше Deore.

Втулки Shimano, начиная с Deore и выше, снабжены двойным контактным уплотнением, что повышает грязе- и водоустойчивость. Крепление ротора – Center Lock.

для туристских велосипедов

Фактически, брэнд-менеджеры Shimano разделили группу Deore на две подгруппы, но над туристскими компонентами поработали конструкторы, сделав их работу тише и плавнее. Вот основные отличия:

В туристскую подгруппу Deore входят ви-брейки, тормозные ручки под три пальца, не "клацающие" при отпускании, манетки с большими, хорошо читаемыми оптическими индикаторами передач и комборучки. Есть модулятор тормозного усилия, уменьшающий вероятность блокировки тормозов и, соответственно, полета через руль (правда, при этом возрастает и тормозной путь).

Втулки – под ви-брейки.

Системы  (48-36-26 и 44-32-22 зуба) адаптированы под кожух цепи.

Alivio – группа, вполне подходящая как для многодневного велотуризма, так и для быстрой езды по пересеченной местности в стиле кросс-кантри. Правда, специалисты Shimano относятся к этому более критично: "Компоненты ALIVIO, ACERA и ALTUS не разрабатывались для серьезной езды на горных велосипедах, существенно отличаясь по своему назначению от высококачественных компонентов для горного велосипеда, таких как группы DEORE и SAINT". Однако же и я, и мои друзья проехали не одну тысячу километров далеко не самых лучших дорог на подобных компонентах.

Группа рассчитана на работу с 7-8-звездочной кассетой, в самой группе кассета на 8 звезд. Звезды кассеты/системы – Hyperdrive. Звезды системы – заменяемые. Шатуны кованые, со сменными звездами, есть варианты посадки "квадрат" и Octalink.

Манетки Alivio с нижним расположением обоих рычажков достаточно удобны, снабжены хорошо читаемым оптическим индикатором выбранной передачи. Есть комборучки.

Втулки имеют одинарное контактное уплотнение, выпускаются варианты под ви-брейки и под дисковые тормоза с креплением ротора к втулке по международному стандарту – шестью болтами, и по стандарту Shimano – Center Lock.

Механические дисковые тормоза Shimano BR-M495 часто относят к этой группе, (как и 416-е – к Acera), хотя это так же не серийный компонент. У 495-х тормозов – более жесткая конструкция калипера, а так же удобная регулировка активной тормозной колодки (у 416-х винтом регулируется только пассивная). С такими же оговорками к этой группе можно отнести гидравлические дисковые тормоза Shimano BL-M486 начального уровня.

 

Группы начального уровня. Начиная с 2009 года, Shimano позиционирует их в одной графе каталога, не исключено, что в недалеком будущем они сольется в одну группу, какую-нибудь "Altera"… Группы рассчитаны на 6-7-8 звезд кассеты (18-21-24 передачи).

Эти группы выигрывают по надежности у Tourney хотя бы за счет задних втулок не под трещотку, а под кассету, к тому же с одинарными контактными уплотнениями, что уже позволяет использовать их в несложном велотуризме. Впрочем, эти же втулки использует и более высокая группа – Alivio.

Манетки рассчитаны на 3+8 передач, есть комборучки.

Системы 42-32-22 или 48-38-28 зубьев: FC-M191 – простейшая, со сварным блоком незаменяемых звезд и посадкой на вал каретки "квадрат"; FC-M311, отличающаяся более плавным переключением; FC-M361 с заменяемыми звездами. У двух последних систем есть варианты с посадкой Octalink.

Кассета из восьми звезд спроектирована по технологии Hyperdrive, что упрощает переключение.

В этих группах присутствуют неплохие тормоза, ви-брейки, причем с картриджными колодками, "перекочевавшие" сюда из Alivio ранних лет.

К группе Acera часто относят и механические дисковые тормоза Shimano BR-M416, хотя сам производитель выделяет их в "не серийные компоненты". Дисковая "механика" Shimano обладает неплохими характеристиками силы торможения и модуляции при характерной для "дисков" хорошей работе в грязи и в дождь, что в сочетании с ремонтопригодностью в полевых условиях – хороший выбор для велотуристов.

Tourney – самая нижняя группа. Устанавливается на велосипеды нижней ценовой категории и предназначена для неспешных велопрогулок. Сам производитель пишет: "TOURNEY - это группа продуктов, которые выглядят как компоненты для горного велосипеда, но предназначены для повседневных поездок по городу, по асфальтированным дорогам". То есть брать такой байк для ребенка "покататься вокруг дачи" или для себя "съездить в магазин" вполне можно. Использовать же его, например, для многодневного туризма рискованно – надежность этих компонентов "оставляет желать лучшего". В первую очередь это относится к задней втулке, в которой до сих пор применяется блок звездочек не "кассета", а "трещотка" – вероятность поломки оси такой втулки под нагрузкой довольно высока. На всех трещотках реализована система MEGARANGE.

Количество передач в приводе: спереди 1, 2 или 3; сзади 6 или 7. Есть передние переключатели, работающие с 7- и 8-скоростной трансмиссией. Задние переключатели RD-TX71/TX51 работают вполне сносно. Манеток переключения передач – аж девять (!) различных видов, как поддерживающих индексное переключение SIS, так и нет. Есть два вида комборучек (манетка переключения и ручка тормоза в одном узле). Наиболее распространенные манетки – вращающиеся "RevoShift", причем наилучшая их комбинация – SIS справа и бесступенчатая, не SIS, слева (на передних переключателях нижних групп индексное переключение работает неважно).

Тромоза в этой группе – только роллерные, в России почти не встречаются.

Каретка – неразборный картридж, посадка шатунов классическая – "квадрат".

 

Кроме этого отдельно стоит упомянуть группу оборудования для велосипедов BMX Shimano DXR (BMX – отдельная "философия", уже не вписывающаяся в понятие "горный велосипед"), и не входящие ни в одну из групп компоненты для велосипедов с колесами 29" – втулки, рассчитанные, по заверению производителя, на больший крутящий момент, и кассета на алюминиевом пауке со звездами 12-36 зубьев, обеспечивающая большее тяговое усилие "на низах".

Толковый словарь некоторых терминов Shimano, упоминавшихся выше

HOLLOWTECH

Легкие полые шатуны, изготовленные методом холодной штамповки. Большая прочность и жесткость при малом весе.


HOLLOWTECH II

 (XTR/SAINT/DEORE XT/SLX/DEORE LX) Двухкомпонентная система с интегрированным валом, впрессованным в правый шатун. Уменьшает количество составных частей, снижает вес и повышает жесткость.


Octalink

Шатуны крепятся на вал каретки не через обычный квадратный конус, а имеют 8-шлицевой интерфейс большего размера, который соединяется с полой осью каретки. Результатом является повышенная прочность и жесткость всего узла шатун/каретка.


Shadow

Конструкция заднего переключателя, более компактная, чем традиционная, что снижает вероятность задевания им препятствий. Корпус переключателя жестко зафиксирован относительно рамы, благодаря чему переключатель не бьет по нижнему перу при катании в тяжелых условиях. Прямая подводка тросика уменьшает трение в рубашке.


RevoShift

Манетки, вращающиеся на руле наподобие мотоциклетной ручки газа.


SIS

Shimano Index System – индексная система переключения передач, при которой один щелчок манетки переключает одну передачу. При использовании фрикционных манеток каждую передачу надо "ловить".

 

MEGARANGE

Звезда MEGARANGE на 34 зуба обеспечивает сверхнизкую передачу, позволяющую нетренированным велосипедистам штурмовать крутые подъемы.


Top Normal

"Классическая" схема работы заднего переключателя: переключение "вверх" (на верхние передачи, т. е. на меньшие звезды) происходит под действием пружины, а "вниз" (на нижние передачи, на большие звезды) – преодолением силы пружины.

 

Low Normal

"Обратная" схема работы заднего переключателя, разработанная Shimano для ручек Dual control: переключение "вниз" (на нижние передачи, на большие звезды) происходит под действием пружины, а " вверх " (на верхние передачи, т. е. на меньшие звезды) – преодолением силы пружины.

 

SERVO WAVE

При нажатии на тормозную ручку SERVO WAVE колодки сначала двигаются быстро, так что для контакта колодок с ротором (ободом – у ви-брейков) требуется лишь небольшое перемещение ручки. Затем, при контакте колодки и ротора (обода), фактор умножения усилия быстро возрастает, и дальнейшее движение ручки используется для приложения большего тормозного усилия.


Hyperdrive

Конструкция звезд системы, переднего переключателя и цепи Shimano, позволяющая добиться плавного и четкого переключения


Dual Control

Конструкция комборучек, позволяющая переключать передачи перемещением тормозной ручки вверх-вниз. По мнению конструкторов Shimano, лучше всего работает с переключателями Low Normal.


Center lock

Стандарт крепления ротора дискового тормоза к втулке не шестью болтами, а с помощью шлицевого алюминиевого стакана в центре ротора, притягивающегося к фланцу втулки аналогичной конструкции специальной гайкой. Упрощает установку и снятие ротора.


E-thru

Новый стандарт Shimano, разработанный совместно с производителем вилок Fox Racing Shox – 15-мм вставная ось с эксцентриком, увеличивающая жесткость системы вилка-колесо и тем самым способствующая более точному управлению, особенно при торможении.


© Михайлов М. Г., текст, 2010

© Рисунки и фото: www.shimano.com , www.foxracingshox.com  2008-2010

При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.

Меридиан Байк

 

Статью представил Меридиан Байк - Велосипедный магазин на Б. Сампсониевский пр. 75

 

 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015