HASA BIKES. Новый бренд на российском рынке.

Любой рынок, в т.ч. и рынок велосипедный, никогда не стоит на месте. Одни производители исчезают в небытие, другие трансформируются до неузнаваемости, третьи, возникая "из ниоткуда", вдруг завоевывают рынок и становятся популярными. Кто, например, в начале 90-х годов слышал о компании Universe Agency, и кто в наши дни не знает их бренд Author? Мы решили, что настало время присмотреться к новой для российского рынка марке HASA BIKES.

В начале 90-х годов в "кузнице передовых технологий" – на острове Тайвань – была основана фирма HENG FENG BICYCLE CO., LTD. Первоначально компания была ориентирована на один из наиболее массовых секторов велоиндустрии –  производство складных прогулочных велосипедов. Однако, наличие собственных производственных мощностей, оборудования для сварки рам и неплохого конструкторского бюро в конце концов изменило стратегию – фирма начала разрабатывать и производить МТБ хардтейлы, затем гибриды и шоссейные велосипеды. Как и многие заводы, выпускающие велосипедные рамы (например, Merida), HENG FENG делали и продолжают делать рамы, несущие на себе названия многочисленных заказчиков – сборочных предприятий, не имеющих собственного высокотехнологичного сварочного оборудования.  Но постоянное совершенствование инженерами HENG FENG технологий и разработка рам оригинальной конструкции привели к появлению нового бренда –  HASA BIKES.

На сегодняшний день под брендом HASA выпускается линейка из тринадцати МТБ хардтейлов, восьми кросскантрийных МТБ двухподвесов, десятка "шоссейников", гибрида "Cavalier", трекового велосипеда "Pegasus" – и это не считая многочисленных ситибайков и сверхкомпактных складных велосипедов.

Спецификация основных моделей приведена в таблице:

Хардтейлы 26", наиболее популярный класс велосипедов, разделены на группы: начальную (COMP), среднюю (TEAM) и верхнюю (RACE). Приятно то, что в трансмиссии даже самых нижних моделей не встречаются безымянные компоненты; навеска же "серьезных" моделей по большей части безупречна. Весьма интересна и конструкция рам, начиная с группы " TEAM ". Чуть ниже приведен отчет о тест-драйве велосипеда HASA/IMPULSЕ TEAM 6.0.


Столь оригинальная конструкция подчеркивает нетривиальный подход инженеров HASA BIKES к проектированию рам.

Слово "двухподвес" в сочетании с незнакомым брендом частенько рисует в голове образ некоего страшилища из супермаркета, сваренного из водопроводных труб, тяжеленного, с пружинным амортизатором, которого лучше бы и вообще не было. Однако же при взгляде на линейку Hasa понимаешь, что эти рамы создавались не в бамбуковом сарае, а в полноценном конструкторском бюро. Инженеры Hasa не стали "изобретать велосипед", а взяли проверенные временем системы задней подвески: у начальных моделей SL это – классическая "ложная четырехрычажка" (однорычажка с дополнительным звеном), у моделей эндуро (EX) – аналог подвески с виртуальной осью вращения (VPP – virtual pivot point), а уж в ряду XC – проверенная временем четырехрычажка с Линком Хорста, одна из наиболее эффективных на сегодняшний день систем, обеспечивающих плавное движение без блокировки подвески при торможении и минимальное раскачивание при педалировании. Честно говоря, не ожидал такого приятного сюрприза… При вполне достойной навеске (вилка RockShox Recon, амортизатор RockShox Bar 2.1, сбалансированный привод на компонентах SRAM/Shimano верхнего уровня, дисковые гидравлические тормоза Shimano SLX) этот агрегат может стать неплохой альтернативой дорогущим двухподвесам именитых марок.


Топовый кросскантрийный двухподвес HASA XC-1D – с таким не стыдно выйти на старт серьезного марафона…

Однако, самые интересные, на мой взгляд, изделия Hasa – это рамы, поставляемые "сами по себе", без навески. Думаю, что вместо словесных описаний лучше просто показать их модельный ряд:


Рама кросскантрийного хардтейла
AC-700. Передний треугольник из гидроформированных труб – сплав 7005; дропауты – сплав 7005; перья заднего треугольника и вставка рулевого стакана – карбон

 


Фреймсет (рама+вилка) шоссейного велосипеда AC-800. Передний треугольник из гидроформированных труб – сплав 7005; дропауты – сплав 7005; перья заднего треугольника, вставка рулевого стакана и вилка с прямыми аэродинамическими перьями – карбон

 


Рама кросскантрийного хардтейла
CM-X. Карбоновый монокок; дропауты, кареточный стакан и вставка подседельной трубы – сплав 7005

 


Фреймсет (рама+вилка) шоссейного велосипеда CR-X. Карбоновый монокок; дропауты, кареточный стакан и вставка подседельной трубы – сплав 7005; вилка с изогнутыми аэродинамическими перьями – карбон

 

Рама кросскантрийного хардтейла
TC-700. Верхняя, нижняя, подседельная трубы, вставка рулевого стакана и верхние перья – карбон (бесшовная труба); единая конструкция дропаутов, кареточного узла и нижних перьев, подседельный и рулевой узлы – титановый сплав

 


Фреймсет (рама+вилка) шоссейного велосипеда TC-800. Верхняя, нижняя, подседельная трубы, вставка рулевого стакана и верхние перья – карбон (бесшовная труба); вилка с прямыми аэродинамическими перьями – карбон; единая конструкция дропаутов, кареточного узла и нижних перьев, подседельный и рулевой узлы – титановый сплав

 


Рама кросскантрийного хардтейла
Ti-700. Титановый сплав

 


Фреймсет (рама+вилка) шоссейного велосипеда Ti-800. Рама – титановый сплав; вилка с прямыми аэродинамическими перьями – карбон

К сожалению, в 2009 году рамы и фреймсеты Hasa нашему розничному покупателю недоступны. Надеюсь, к следующему году у нас будет возможность собирать байки на титановых и карбоновых рамах тайваньского производства, и что эти рамы составят достойную конкуренцию, скажем, отечественным производителям титановых "коней".

 

ТЕСТ-ДРАЙВ ВЕЛОСИПЕДА HASA/IMPULSЕ TEAM 6.0


Велосипед для тест-драйва был предоставлен фирмой "Импульс", дистрибьютором HASA BIKES. По заказу часть байков Hasa поставляется и продается под брендом "IMPULSE". Велосипед тестировался на шоссе (разгон, накат), на пересеченной местности (подъемы и спуски), на узких извилистых тропинках с корнями (управляемость). Чтобы результаты тест-драйва не воспринимались как длинный занудный текст, я постараюсь выложить как можно больше данных в табличной форме с фотографиями. Итак,

Характеристики велосипеда IMPULSE Team 6.0:

Рама:

TEAM 6.0 алюминевый сплав 7005, карбоновый рулевой стакан

Вилка:

RST Capa T8, mechanical lockout

Манетки:

Shimano Deore new (two way release)

Тормоза:

ободные (V-brake) AVID SingleDigit3

Тормозные ручки:

AVID FR-5

Передний переключатель:

Shimano Alivio, top swing

Задний переключатель:

Shimano Deore

Передняя втулка:

No name

Задняя втулка:

No name

Система:

Shimano FC-M311, 44-32-22 зуба

Каретка:

Shimano CH-51 68-113mm, "квадрат"

Кассета:

Shimano Deore CS-HG50-9

Цепь:

Shimano CN-HG53 108L

Рулевая колонка:

Saga AL-160 PRO, интегрированная

Вынос:

TDS-D345G-8(FOV), алюминий, 100мм

Руль:

MTB-AL-118FOV алюминий, ширина 625мм, толщина средней части:31.8мм.

Грипсы:

WTB

Подседельный штырь:

SP-220, алюминий 31.6мм x 300мм

Седло:

SAN MARCO ISCHIA

Обода:

Mavic XM 317, 32 спицы, пистонированные

Спицы:

SLE 14G STAINLESS AIR SPOKE+12mm BRASS CP NIPPLES

Покрышки:

HUTCHINSON SPIDER 26"*2.0

Диаметр колеса:

26"

Размер рамы:

20”

Вес велосипеда:

13.00 кг

Цена:

17 340 руб. на www.spbt.spb.ru

Рама и ее узлы:


Глядя на раму Team 6.0, сразу понимаешь, что во главу угла при ее проектировании была поставлена прочность, и что прочность эта достигается весьма оригинальными решениями (см. также фото в начале статьи). Чего стоит одна верхняя труба, сплющивающаяся в районе подседельной трубы и переходящая в верхние перья типа "ласточкин хвост"! А подседельная труба, "протыкающая" насквозь верхнюю (похожее решение применяется в байках GT) (1)? Сразу видно, что инженеры Hasa Bikes не сидят без дела, озадачивая своим креативом и сварочный, и гидроформовочный цеха родного завода. Традиционная косынка, усиливающая снизу соединение нижней трубы и рулевого стакана, не приварена, а выштампована гидроформовкой, как часть нижней трубы, что позволяет снизить вес рамы (2). Также для облегчения в передней стенке рулевого стакана вырезано замысловатое отверстие, обнажающее внутренний усиливающий карбоновый стакан. Красиво…(3)

Но самое интересное обнаруживается, если "опустить очи долу" и взглянуть на кареточный узел (4). Ни одна из труб рамы не подходит напрямую к каретке. Кареточную трубу окружает конструкция, которую я и описать-то не берусь, а сразу рекомендую посмотреть фото.  Нижние перья и кареточный узел так же соединяются не напрямую, а с помощью Y-образного короба, сваренного из двух половин (конструкция, известная как "монокок"). Сделано это все с одной благородной целью – свести к минимуму деформации, возникающие в кареточном узле при педалировании, особенно силовом, т. е. когда райдер вкручивает, стоя на педалях. Как это отразилось на ходовых качествах байка, смотрите ниже.

Проводка всех тросов на раме – верхняя, тросики проходят над верхней трубой. Кроме упоров рубашек, к раме приварены и направляющие гидролиний, позволяющие в дальнейшем поставить дисковые гидравлические тормоза (5).

Пара слов о геометрии рамы. При ее размере 20" эффективная длина верхней трубы (ETT, расстояние между осями подседельной и рулевой труб, измеренное по горизонтали) составляет 590 мм, тогда как у многих рам этой ростовки ETT достигает 620 мм. Это значит, что посадка на байке далеко не гоночная, не "растянутая". Хорошо это или плохо – дело вкуса.

 Навеска

Очень часто, выпуская байки этой ценовой категории, производитель экономит на колесах – часто на ободах и почти всегда на резине. Поэтому, увидев на Team 6.0 покрышки Hutchinson Spider, надетые на обода Mavic XM 317, я весьма удивился – ни первые, ни вторые никак не вписываются в понятие "бюджетных". У Hasa получились легкие и прочные колеса, способные на многое – хоть на соревнования, хоть в поход с тяжелым рюкзаком… Упс! В последнем случае придется ставить на подседельную трубу специальный хомут – на раме есть нижние точки крепления багажника, но нет верхних (это не брак, такое встречается на рамах с Y-образными верхними перьями). Вернемся к колесам. Втулки, увы, не несут на себе гордое имя какого-либо маститого изготовителя, что немного портит имидж этих колес. Впрочем, оси вращаются в подшипниках без заеданий, пыльники пригнаны плотно. Качество изготовления покажет время.

Все компоненты 27-скоростного привода подобраны тщательно. Переключатели, кассета с системой, манетки, позволяющие сбрасывать цепь нажатием рычажка как вперед, так и назад (two way release) – ни "понтов", ни излишней экономии. Армированные рубашки тросиков и неопреновые трубочки на них, защищающие краску на раме, только усиливают положительное впечатление. Недорогие, но качественные тормоза Avid SingleDigit 3 вполне вписываются в ценовую категорию велосипеда.

 

Резкий диссонанс в общую гармоничную картину вносит вилка. Тяжелая и "дубовая", она как будто взята от совсем другого байка; на общем фоне навески она выглядит убого. Dart 3 или даже Tora от Rock Shox выглядели бы здесь гораздо уместнее. Впрочем, не стоит забывать, что такое решение сразу же увеличило бы стоимость велосипеда на 4-8 тысяч рублей. Возможно, не самый плохой ход – купить велосипед и кататься, постепенно откладывая деньги на приличную вилку, нежели копить на дорогой байк и полгода кататься на нем лишь во снах.
Кокпит: Руль, вынос и подседельный штырь так же скромно умалчивают о своем происхождении, как и втулки. Однако же правильно подобранные углы подъема выноса и руля радуют; диаметр руля в средней части 31.8 мм увеличивает жесткость и прочность, а ширина 625 мм обеспечивает точное управление и маневренность на сложных участках. Вынос длиной 100 мм способствует еще большей маневренности; тем, кому важнее стабильность на курсе, я бы посоветовал поставить вынос на 10 мм длиннее. Три проставочных кольца между выносом и рулевой, 1х5 мм и 2х10 мм, позволяют регулировать высоту руля в широких пределах. Подседельный штырь диаметром 31.6 мм вряд ли погнется даже под весом тяжелоатлета. А вот длина его – 300 мм – озадачила. При моем росте (188 см) ростовка рамы 20" как раз моя. Но чтобы выставить правильную высоту седла, мне пришлось вытащить штырь из подседельной трубы настолько, что отметка максимального выдвижения оказалась аж на 2 см выше обреза подседельной трубы, что совершенно недопустимо, поскольку ведет к поломке рамы. В "Импульсе" меня заверили, что штыри велосипедов большой ростовки будут заменены на более длинные. Будем считать, что столь короткий штырь – оплошность производителя, а не желание сэкономить (ведь стоимость штыря не зависит от его длины). В отличие от подседельного штыря, венчающее его седло San Marco Ischia достойно лишь похвал, ибо приятно не только глазу, но и той части тела, которая с седлом контактирует.

 

Однако же велосипед чаще всего покупают не для того, чтобы рассматривать его навеску и обсуждать с друзьями нюансы геометрии рамы. Думаю, пришло время прокатиться на нем и оценить "коня на скаку".

Поскольку велосипеды этой ценовой категории чаще всего используются как универсальные, то для нашего "агрегата" поведение на асфальте не менее важно, чем на грунтовых дорогах; кроме того, на шоссе легче всего оценить такие параметры, как ускорение при разгоне и способность поддерживать заданную скорость (накат велосипеда). С асфальта и начнем.

На способность велосипеда быстро набирать скорость влияют, в первую очередь, рама и покрышки, все остальное – вторично. Резина Hutchinson вообще обладает отличным накатом (в этом большая заслуга компаунда, из которого изготавливаются покрышки), и модель Spider меня не разочаровала – байк разгоняется, как ошпаренный, буквально "вырываясь из-под райдера". Сочетание жесткой рамы и накатистой резины позволяет легко держать скорость около 30 км/ч на асфальте (а ведь резина-то "злая", грязевая).

Но все-таки родная стихия МТБ – грунтовые дороги, изобилующие подъемами и спусками. Как же повел себя Team 6.0 на холмах Карельского перешейка? Все, сказанное выше про накат, справедливо и здесь. Покрышки прекрасно катят, обеспечивая хорошее сцепление на больших скоростях в поворотах и на песчаном грунте, и на почве. Именно на больших – при небыстрой, но техничной езде по извилистым тропинкам покрышки держат уже не так хорошо – редкие выступы протектора норовят соскользнуть с корня или камня, при медленной езде по колее выбраться из последней непросто. Но все проблемы решаются простым набором скорости, байк вообще "заточен" под быструю езду. При езде в гору не поленитесь встать на педали, именно при силовом педалировании жесткие рамы "дают фору" своим собратьям с более эластичными задними треугольниками и буквально "затыкают за пояс" даже самые навороченные двухподвесы. Когда вы едете в гору стоя, байк не то, что не замедляется – он разгоняется! И тут короткая рама очень хороша. Но у любой горы всегда есть вершина. А за ней начинается спуск. И тут, увы, вам не придется насладиться скоростью, опустившись на удобное седло. Нет, байк конечно же помчится вниз, но вы будете чувствовать себя ковбоем на родео, прыгающем на разъяренном быке. Рама не смягчит ни один удар, ни одну кочку или яму. Все придется амортизировать ногами. Это, увы, плата за быстрые ускорения и "брутальность" рамы; мощные коробчатые конструкции кареточного узла и толстые перья не способны гасить вибрации. Впрочем, при езде, например, по грейдерной "гребенке" вам не обязательно расставаться с седлом, вставая на педали – мелкие вибрации хорошо гасят длинные рамки седла San Marco Ischia.

Ниже в таблице приведены основные плюсы и минусы велосипеда

+ J

- L

Хорошее соотношение цена/качество

Бюджетная вилка с резким отскоком не даст ощутить все плюсы передней подвески

Качественная сбалансированная навеска

Очень короткий подседельный штырь

Цепкая и накатистая резина

Короткий кокпит не подойдет ценителям "вытянутой" посадки

Прекрасное ускорение с места

Жесткая рама не прощает ошибки в управлении

Легко "взлетает" в гору

Все неровности придется амортизировать ногами

Резюме.

Недорогой хардтейл с хорошим продуманным обвесом (исключая вилку), компактной геометрией и жесткой неубиваемой рамой. Кто же его потенциальный покупатель? Устойчивость к деформации при силовом педалировании и запас прочности сразу делают этот байк неплохим выбором для райдеров богатырского веса. Под стокилограммовым Добрыней он не будет извиваться как уж, расходуя энергию педалирования на ненужную деформацию рамы. Короткий кокпит кому-то не понравится, но я знаю многих, кто, так и не привыкнув к растянутой гоночной посадке, с удовольствием поменял бы свою раму на "что-нибудь покороче". Если Вы любите быстрый разгон, если вам наплевать на комфорт, а от ощущения полета к вершине холма вы испытываете такой драйв, что готовы терпеть тряску на спуске – этот аппарат для вас. Катайте любительское кросс-кантри и копите деньги на хорошую вилку. 

«ИМПУЛЬС»

Санкт-Петербург, 6 линия В. О., д. 59, тел. (812) 323 1927;

www.spbt.spb.ru

© Михайлов М. Г., текст

© Фотографии: Михайлов М. Г. , www.hasabike.com.tw , www.spbt.spb.ru

При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.