home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
  ВЕЛОСИПЕДЫ НА СНЕГУ

В период со 2 по 10 января 2000 года команда Федерации путешественников совершила велопоход по снегам Костромской и Вологодской области.


Маршрут: Галич(Костромск. обл.) - Чухлома - Солигалич - пос. Гремячий - (поезд)-Вологда
Абсолютно добровольно в этом мероприятии приняли участие: Илья Гуревич (руководитель похода), Алексей Соболев, Анна Кононова, Александр Кутищев.


Чухлома

3 января, 6.15 утра, поезд С. - Петербург - Ижевск. Тамбур почти доверху завален рюкзаками и разобранными велосипедами. 6.19 утра, станция Галич, время стоянки поезда - 2 минуты, выгрузка нас с велосипедами больше походит на выброску десанта. "Что, ребята на соревнования ездили?" - спрашивает проводник. "Не поверите, покататься приехали", - отвечает Лёха. Затем мы зашли в тёплое здание вокзала, собрали велосипеды и, естественно, перекусили.

Поход начался. Температура - минус 17 градусов, скользкая дорога, ещё не рассвело. Часа через полтора, когда Галич уже остался позади, Илья спросил: "Ну что, кто уже жалеет о том, что поехал?". Все как-то странно переглянулись, но никто не ответил. Ещё через полчаса был объявлен привал и, оставив велосипеды в снегу около дороги, мы отошли метров за 20 в лес. Интересно представить реакцию водителей, ехавших в это время по шоссе: стоят, значит, в сугробе около дороги четыре велосипеда, а рядом никого. "Глюки", - наверное, думали водители. После порции отдыха с чаем настроение заметно поднялось, и наша команда в зимне-спортивном темпе двинулась дальше… Вот и первый пункт осмотра достопримечательностей - Чухлома. Настроение поднялось ещё больше и, прибавив скорости, мы свернули с шоссе на грунтовку, ведущую в городок. Но не тут-то было. Метров через 200, у трещотки Аниного велосипеда появился свободный ход в обоих направлениях. Тут же было принято решение найти в городке ресторан-столовую и завалиться туда не столько для того, чтобы поесть, сколько для того, чтобы оказать первую помощь раненому двухколёсному другу. Вскоре наша команда уже находилась в холле ресторана и во всю занималась ремонтом. Как оказалось, сломались пружинки (это которые собачки отжимают). Запасные, как вы уже, наверное, догадались, взять с собой забыли. Я и Лёха отправились по местным магазинам, в тщетных надеждах найти что-нибудь, хоть как-то напоминающее пружинки. - "Смотри, вон там магазин "Охотничий", вдруг там что-то есть. У проходящего мимо мужика Алексей спросил, открыт ли "Охотничий". "А как же, самый прибыльный магазин", - ответил мужик. Что бы это значило? Зайдя в вышеназванный магазин, мы поняли - там продавались только алкогольные напитки. Ну и что, не отступать же, в первый день. В ход пошла пенка (от спального коврика), вернее её маленький кусок. Но, видимо от мороза, пенка, поставленная вместо пружинки, не работала вообще. Недолго думая, мы использовали ресторан по назначению (кстати, кормят там неплохо и совсем недорого) и отправились искать гостиницу, так как стало понятно, что палатку сегодня поставить уже не успеем. Гостиница с красивым названием "Берёзка" обнаружилась за углом. Хозяйка, слава богу, не приняла нас за сумасшедших и пустила в номер, даже вместе с нашими конями. После всего этого мы отправились осматривать окрестности. Из достопримечательностей можно отметить только церковь, но в целом городок производит приятное впечатление - всё чисто, аккуратно. Вернувшись в номер, мы продолжили ремонт Аниного велика, заменили пенку кусочком резиново-пластмассовой подошвы ботинка и отложили испытания на утро. А между тем неприятности в этот день не кончились. Оказалось, что вместе с пружинками в Питере осталась ещё и подробная карта. Правда, в наличии имелся путевой лист и автомобильный атлас (просто отлично, для зимнего велопохода, если учесть, что впереди был кусок по бездорожью).

Утром стало ясно, что кусок подошвы в трещотке будет работать также как и пенка, тем более что мороз был уже не 17, а минус 22 градуса. Тем не менее, было решено двигаться вперёд. План был такой: Аня едет на автобусе до Солигалича, ищет там гостиницу (также единственную на весь городок) и ждёт там, а мы втроём доезжаем туда своим ходом. Всё-таки в Солигаличе было больше шансов починить велосипед. И вот, наша команда, временно сокращённая до 3-х человек, уверенно двигалась по заснеженному шоссе. От сильного мороза мёрзло только лицо, правда, только до тех пор, пока пространство около носа и рта, не покрывалось ледяной корочкой, от дыхания. Следующим пунктом нашей "экскурсии" был Авраамиев монастырь. Проехав от Чухломы 12 км, мы решили сделать небольшую остановку, перед тем как посетить вышеназванный объект. Илья сказал: "Санитарная остановка", после чего у него педали стали свободно проворачиваться, и он действительно остановился. Проблема была такая же, как и у Ани - трещотка, но импортная система всё-таки ещё работала, хоть и через раз. Точнее это означает, что ехать было возможно, но для этого надо было сесть на железного коня, ударить ногой по задней втулке, несколько раз провернуть педали и, наконец, поймать момент, когда собачки схватятся. Зато Илья испытал новые, незабываемые ощущения. По его словам, он в первый раз ехал с горки на тормозах и крутил педали. Тут надо сказать, что прошлой зимой несколько человек из Федерации под руководством Ильи тоже путешествовали в этих местах. И у них тоже вышла из строя трещотка. Видимо, в этих местах находится какая-то антивелосипедная аномалия (надо будет ещё летом проверить :)).

Авраамиев монастырь

В монастырь мы поплелись уже не и не надеясь на то, что удастся его посетить. Вопреки нашим ожиданиям, монастырь оказался открыт, и встретили нас очень радушно. В первую очередь нам показали кельи и угостили чаем, вода для которого была взята из святого источника, находящегося на территории монастыря. Затем провели небольшую экскурсию по остальной части монастыря. После этого к нам вышел Батюшка, прочитал небольшую проповедь и даже разрешил сделать фотографии (вообще, там это запрещено). Есть что-то в такой вот жизни: ни телевизора, ни радио в монастыре нет принципиально, только иногда привозят газеты. И хотя они спрашивали у нас про новости, особенно политического характера, было видно, что на самом деле, им это не очень интересно. Наверное, правильно уделять большую часть времени духовной стороне жизни, не отвлекаться на суету. Вообще, очень трудно передать словами ту атмосферу, которая царит в монастыре. Уже когда заходишь в ворота и видишь эти действительно прекрасные, величественные здания, возникает какое-то необъяснимое ощущение. Кажется, что этим местом управляет что-то очень сильное и светлое, и это нельзя понять с помощью обычной логики. Это надо почувствовать... На прощание Батюшка дал всем велопутешественникам, кроме Ильи благословение на дорогу, а остальные монахи просили передать всем в Питере, чтобы питерцы приезжали в гости.

Солигалич

И вот мы снова на шоссе. До Солигалича 38 км. Несмотря на снег, скорость держим 20-23 км/ч. Останавливаться не хочется - как только остановишься, так начинаешь мёрзнуть. Но вот пришло время сделать перекус. Туристы, как-никак, едят часто, но помногу (см. раздел "Велосипедная мудрость" на ВелоПитере). Тормозим у автобусной остановки, достаём съестные припасы. Здесь, единственный раз за весь поход, пришлось использовать "туристическую свечу", иначе, руки моментально замерзают. Заправились, и снова в путь. Преодолеваем несколько горок и вот, поднявшись на очередную, замечаем большую надпись - Солигалич. Доехали! Но у въезда в городок нас встречает очередная неприятность - у Лехиного "Автора" сбоку треснул задний обод. Неплохо бы узнать координаты гостиницы. Вокруг никого. Вдруг из Солигалича выруливает машина, Лёха пытается её тормознуть, но водитель совершает резкий манёвр и уносится по шоссе(наверное испугался, "мало ли что у них на уме, если они зимой на велосипедах ездят"). Через несколько минут появляется мужик, он оказался посмелее, и объяснил дорогу к "отелю". В отеле нас опять приняли хорошо, спасибо Ане, которая ещё днём забронировала четырёхместный номер. Аню же мы застали спящей. Оказалось, что автобус дошёл быстро, и она весь день искала злополучные пружинки. Но, несмотря на то, что Солигалич побольше размером, чем Чухлома, из велосипедных запчастей там можно было приобрести только втулки для дорожного велосипеда. Здесь, наверное, уже понятно, что мы сделали дальше? Правильно - отправились в ресторан, а точнее, в пельменную. После еды настроение как всегда поднялось, и мы снова занялись ремонтом, теперь уже трёх велосипедов. Правда, обод мы трогать не стали (а что тут сделаешь?), так и ехал Алексей до победного конца, с трещиной в ободе. Но отремонтировать надо было всё равно три технических прибора:

  1. ещё где-то у Чухломы у меня отказал компьютер, и только здесь я заметил, что порван провод;
  2. Анин велосипед;
  3. золотой конь Ильи;
ВелОтель "Солигалич". Мы, общими усилиями, оказываем медицинскую помощь Золотому Коню.

С первым проблем не возникло. Анин велосипед чудом заработал, видимо от повышения температуры (она стала около минус 13-15 градусов), а вот с золотым конём возиться пришлось долго.Ясно, что надо было разбирать заднюю втулку, но не всё так просто. У Ильи стояла импортная система, и для неё нужен был специальный съёмник, который трудно добыть даже в Питере. Промучившись остаток дня, мы отправились спать, так ничего и не добившись. Утром, мы пошли искать автомастерскую и, вскоре нашли. Но рабочие сказали подойти часа через два. Это свободное время было использовано для осмотра городка. Здесь уже было на что посмотреть: три церкви, кирпичное здание сбербанка, деревянное здание налоговой инспекции, несколько промтоварных и довольно большое количество продуктовых магазинчиков. Также как и Чухлома, Солигалич произвёл на нас хорошее впечатление - аккуратные улочки, много красивых деревянных домиков. Запечатлев всё это на фотоплёнку, мы снова отправились в автомастерскую. В наше распоряжение был предоставлен весь инструмент, находившийся там и, тем не менее, разобрать "орех" не удалось. Оставалось только поблагодарить механика и вернуться в наш временный дом. Настроение упало, но об отступлении не могло быть и речи. И мы решили рискнуть. Трещотка у Ильи заработала ещё днём, но никто не мог дать гарантию того, что она продержится хоть сколько-нибудь. Для надёжности, а скорее, для морального успокоения втулка была нагрета на свече (всё-таки я соврал, что свечка применялась только один раз), после чего в неё залили изрядное количество масла (не подсолнечного, а машинного). Теперь уже точно было решено продолжать поход. Мы отправились докупить продукты, потом поужинали и решили испытать коней последний раз. Ни у кого, кроме меня, не появилось желание покататься и, удостоверившись, что двухколёсные друзья функционируют нормально, Аня, Илья и Лёха пошли в номер. Я же горел желанием проехаться по городу на велосипеде, слишком уж привлекательно выглядели утоптанные дорожки. Надо сказать, что была у меня одна тайная мысль: днём я заметил, как на речке дети катаются на санках. Не мог же я упустить такой шанс поиграть в зимний даунхилл. Берег был невысокий, метра 2,5 высотой, но зато крутой. Моментально разгоняешься до 25 км/ч и, хотя катишься всего секунд 5, ощущений предостаточно. В первый раз я завалился в конце, во второй умудрился не упасть, что было почти не реально на "туристе", а вот третий раз, расставил всё по своим местам. Рванувшись, я не попал на укатанную часть склона и внизу на полном ходу врезался в сугроб. После этого последовал классный полёт "рыбкой", руками вперёд и через руль, причём точно по прямой. Летел я метра два, даже не задев ногами упавший велосипед. Сообразил я всё это, когда уже лежал носом в сугробе. Так как ничего не было повреждено, то можно сказать, что полёт доставил мне массу удовольствия.

Гремячий

Утром мы двинулись, когда было ещё темно. Шоссе впереди не предполагалось. Была грунтовка, но зимой ямы не так чувствуются, поэтому ехали довольно быстро и с отличным настроением. После 20 км пути был сделан перекус, который существенно поднял нам боевой дух. Также поднятию духа способствовал солнечный денёк, но, как всегда, начались трудности. Дорога резко стала хуже, появилось много снега, кое-где заносы, плюс куча горок. Периодически приходилось останавливаться, слезать с велика и выводить его на более укатанное место. Пару раз падали, но после пяти километров такой дороги все приобрели специфический навык -не падать, а только ронять велосипед и удерживаться на ногах. Несмотря на всё это, наша команда неумолимо рвалась вперёд. Дорога же становилась всё хуже и хуже, останавливаться приходилось всё чаще. Снова перекус. Остаётся самый трудный участок пути - пересечь границу Костромской и Вологодской областей. По карте там 7 км какой-то тропы до пос. Гремячий, то есть снега должно быть по колено. Какова же была наша радость, когда вместо метровых сугробов мы увидели что-то, похожее на дорогу для бульдозеров. Ехать по ней было почти не возможно, но от радости мы не слезали с велосипедов. Аня же поступила умнее - она спокойно и равномерно шла пешком, причём скорость у всех была почти одинаковой. Дело было в том, что тем, кто ехал, останавливаться приходилось через каждые 20 метров, а уж техника под названием "брось коня, но останься на ногах" была отточена до самого высокого уровня. Если бы были такие соревнования, то кто-нибудь из нашей команды однозначно бы их выиграл. А между тем, я даже поставил рекорд скорости на этой трассе - 21 км/ч, после чего выполнил буквально акробатический трюк, уронил велосипед и остался стоять. Но всё хорошее, когда-то кончается ;). Вот, дорога эта позади, а мы уже в Вологодской области, в посёлке Гремячий. Так Федерация путешественников совершила первый в своей истории нелегальный переход границы :)

По колено в снегу

Карта гласила, что самый тяжёлый участок маршрута уже в прошлом; дальше должна быть дорога, хоть и просёлочная. Но, естественно, всё получилось не так. Дорога была, но полностью засыпанная снегом. По словам обитателей Гремячего, последний раз машина по ней проехала недели 2 назад.

Был и другой вариант - объездной путь через деревню Корцево. Но вместо дороги там тоже оказались полуметровые сугробы, причём идти по ним, пришлось бы 18 км, и предпочтение было отдано первому варианту - тоже по сугробам, но всё-таки 10 км.

Велосипедисты отдыхают посреди прекрасного зимнего леса

Мы начали движение. На снегу было подобие колеи, в виде двух полос, в пределах которых снегу было на 3 см меньше, чем на остальной части пути. Система такая: идёшь по колее и тащишь велосипед рядом, по более глубокому снегу. Двигаться так ужасно неудобно - постоянно задеваешь ногами за педали, а железный конь всё время норовит съехать в бок или упасть. Средняя скорость - 3-3,5 км/ч. Пройдя таким образом пять километров, мы вышли к заброшенной деревне. Колея кончилась, впереди была только лыжня. Причём было абсолютно не понятно, куда дальше держать курс, так как мы находились в центре огромного снежного поля. Там же присутствовали: полуразрушенная церквушка, несколько полуразвалившихся домов, сильный ветер. С этого момента Илья и Лёха стали по совместительству разведчиками, и пошли искать продолжение пути. Мы же с Аней остались мёрзнуть. Проблема была в том, что согласно карте, дорога должна была уходить влево, а там мы увидели только лес… Минут через сорок разведчики вернулись и доложили, что какое-то продолжение дороги, а точнее лыжни есть, но уходит оно вправо. Между тем, начинало смеркаться. Пора ставить палатку, но где? Почти сразу пришла идея разбить лагерь внутри заброшенного дома, что и было сделано. Наше временное убежище представляло собой двухэтажный сруб, первый этаж которого был разделён на две части. Одна половина была большая, и без пола, её мы использовали для костра. Во второй же части был пол, но не было одной стены; там была поставлена палатка. Топливом послужили разрушенные ворота, некогда закрывавшие ту часть дома, в которой отсутствовал пол. Поужинав, мы отправились путешествовать по миру сновидений. Утром, за завтраком, была проведена дискуссия по поводу дальнейшего продвижения. На повестке дня рассматривалось два предложения: 1) вернуться в Гремячий и добраться до шоссе на поезде или какой-нибудь машине; 2)Вперёд и только вперёд (по лыжне). Принято было второе, но с некоторыми особенностями, которые заключались в том, что наша команда временно становилась пешей. То есть мы оставляем коней в доме, складываем все пожитки в рюкзаки и несём их на плечах. Затем оставляем где-нибудь там рюкзаки и возвращаемся за великами. В противном случае идти было бы очень тяжело. Что касается опасности оставлять что-либо без присмотра, то в этих глухих местах вряд ли кто-то появился бы зимой, пройдя по целине. Очередной раз мы двинулись навстречу приключениям.

ВелоПоход

Как вчера говорили местные жители, минут через сорок пути должна быть ЛЭП(линия электропередачи), по ней всего километра два до какой-то деревни, а там уже и нормальная дорога. По началу идти трудно - непривычно, тяжёлый рюкзак, снегу по колено. Через сорок минут ЛЭП не показалась. Не увидели мы её, и ещё через тридцать минут. Зато километров через пять (от нашего лагеря) появилась следующая заброшенная деревня и абсолютно исчезла лыжня. Снова перед глазами снежное поле, в центре которого развалившиеся домики. Куда дальше? Вперёд! По целине, прямо к домам. В одном из них мы остановились и развели костёр. Но время не ждёт и, оставив Аню с рюкзаками готовить обед, втроём двигаемся дальше. Минут через 15, когда поле кончилось, началась дорога, отличавшаяся от целины только тем, что у неё были границы. Идём по этой дороге. Ещё через десять минут Илья говорит, чтобы я вернулся к Ане, а они пойдут дальше, на разведку. Я возвращаюсь. Проходит часа полтора-два, наконец, появляются Лёха с Ильёй и сообщают, что до ЛЭП они дошли, но там снегу немерено и кусты всякие из сугробов торчат. Одним словом - не пройдёшь не проедешь. Настроение падает. Пытаемся поднять его обедом, но как-то не особо получается. Здесь первый раз пришлось идти назад… К велосипедам мы вернулись уже в темноте. Палатку ставим там же, где и в прошлый раз. На следующий день выступаем в Гремячий, но перед этим фотографируемся на фоне дома, который, может быть, в последний раз принимал гостей. Опять медленно продвигаемся с велосипедами по снегу. Дойдя до колеи, видим трёх местных, идущих на кладбище, находящееся недалеко от края поля. За этим следует немая сцена, после которой один из людей медленно говорит: "А вы откуда?". Представляете себе картину: зима; из леса, где почти нет дорог и одни заброшенные деревни, где и летом-то, скорее всего, никого не бывает, по целине выходят четверо с велосипедами. Без комментариев. Вобщем, вернулись мы в Гремячий около часа дня, в надежде сесть на поезд и доехать до нормального шоссе. И как вы думаете, во сколько ближайший поезд? В 23 с чем-то! Да и то, не в сторону Вологды, а совсем наоборот. В нужную нам сторону идёт этот же поезд, но сперва развернувшись где-то там. Одним словом, "наш поезд в 3 часа ночи", причём доходит он только до ст. Вохтога, а оттуда ещё два часа до Вологды на другом поезде. На этот раз мы уже не расстраивались и не удивлялись - привыкли. Теперь оставалось только ждать, долго и упорно. Для этого, отъехав километр от станции, мы устроились в лЕске и развели костёр. После двух обедов и одного ужина сидеть на месте уже просто осточертело. В 20.00 наша команда двинулась к станции. Тут было решено сделать одну хитрость: сесть на поезд в 23 часа, договориться с кондукторами и завалиться спать. Поезд дойдёт до ст. Ида, развернётся, и поедет в Вохтогу, а мы как сядем в Гремячем, так до Вохтоги вылезать и не будем. Следующие три часа мы проторчали в домике заведующего станцией, так как никакого вокзала не было. Домик же этот заслуживает отдельного внимания - техника там такая, которую сейчас можно увидеть только в железнодорожном музее. Например, телефон. Чтобы поговорить по нему, сначала надо покрутить ручку. В 23.35 на посадку был подан состав, состоящий из тепловоза и двух вагонов. Зайдя в него, мы уладили дела с кондукторами, достали спальники и…проснулись уже Вохтоге. Теперь предстояло пересесть на ещё один поезд, благо ждать его пришлось всего 20 минут. Ещё два с половиной часа за окном вагона мелькают леса, деревни, поля, станции… Наконец, ВЕлогда, т.е. ВОлогда.

Вологда

В вышеназванном городе мы провели целый день, осматривая исторические памятники и фотографируясь на их фоне. В их число вошли: храм, собор, музей монастырь, столовая, пирожковая. Я думаю, что нет смысла описывать все эти красоты - о них можно прочитать в книгах. Весёленькая история произошла с билетами. Началось всё с того, что с утра билетов на Питер не было совсем. Они были раскуплены. Но к двум часам дня должны были снять бронь, а тогда у нас появлялись шансы успеть к следующему утру домой. И вот, простояв в очереди, мы наконец подкараулили нужные нам билеты. После этого мы отправились досматривать вышеуказанные достопримечательности, не подозревая, что конечный пункт похода ещё не означает конец неприятностей. Минут за сорок до поезда наша команда вернулась на вокзал, в надеждах спокойно доехать домой. Из имевшихся у нас билетов два были в нулевой вагон, а оставшиеся два - в пятнадцатый. Перед тем как идти к поезду с великами Илья отправился посмотреть расположение вагонов. Выяснилось, что в нужном нам составе присутствуют два пятнадцатых вагона и ни одного нулевого. Вскоре один из пятнадцатых выгонов куда-то исчез, а вот нулевой так и не появился. Естественно, мы пошли разбираться к начальнику вокзала. Оказалось, что билеты в нулевой вагон продали по ошибке, так как его прицепят только в Череповце. Другие билеты были уже раскуплены, и нам с Лёхой пришлось сложить велосипеды и рюкзаки в тамбуре первого вагона. Сами же мы отправились через весь состав к Илье с Аней. Часа через два, в Череповце, нулевой вагон прицепили, и мы с Алексеем снова вернулись в начало поезда, чтобы переместиться на наши законные места.

К утру поезд прибыл в наш родной город. Поход был завершён. Тем не менее, когда я уже ехал домой по знакомым улицам, мысли были ещё далеко. Вспоминались обледенелые дороги, леса, деревни, церквушки… и велосипеды на снегу.

Александр Кутищев

За фотохронику похода велоспасибо Илье Гуревичу и, конечно мне :)

путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты  партнеры  линки  пресса  о Федерации  контакты