home  служба спасения  новости  объявления  проекты  линки  контакты
путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
 
Отчет о велосипедном походе "ТрансОнега-2000" или "Обед из пяти блюд", состоявшемся с 29 июня по 5 июля под руководством Змея Гуревича.

Маршрут:
Вытегра - Анненский Мост - Прокшино - Каргополь - Лядины - Пудож - Шальский.

Действующие лица и исполнители:
Инициатор- Змей Гуревич
Вдохновитель - Аня - Змеяня
Механик - Мак с Ус (Maxus)
Клиент механика - SMM (он же Сергей)
Участник - Денис Московский

Первый раз мы основательно вымокли еще по дороге на вокзал. Весь день стояла жара, но в тот момент, когда нам надо было проехать каких-то жалких 8 км от дома до Вокзала, стихия показала, на что она способна. А способна она вымочить группу из 4 человек полностью за несколько минут. Отъехав от дома, и начав промокать, я с чувством некоторого неудовлетворения обнаружил, что моя непромокаемая курточка осталась дома… Но - возвращаться дурная примета, и я продолжил путь в чем мать родила - в ветровке от Илакса.

Утром в Петрозаводске нам предстояла пересадка с поезда на Комету. Комета это совокупность корабля и самолета перемещающаяся в пространстве по воде. Пикантность ситуации заключалась в том, что между поездом и кометой было всего 1 час времени. А Денис из Москвы прибывал и вовсе за 40 минут. В положенное время мы, успев завершить все Петрозаводские дела, но не успев проснуться уже сидели в комете. (расписание: понедельник и пятница 8 00 из Петрозаводска, прибытие в Вытегру около 11 утра).

После того, как нас с байками и рюкзаками пустили на борт, я несколько успокоился. Самое страшное - позади. Теперь если комета утонет, или кого-то из нас задавят по дороге - нам уже не опасно. За три часа комета пересекла озеро, поднялась по реке, прошла довольно большой шлюз и высадила нас в Вытегре на причале.

От Вытегры до деревни Депо - асфальт. За деревней - развилка. Здесь построена новая дорога на Вологду, идущая напрямик. Но мы выбрали другую дорогу и отправились вдоль канала, по грунтовой дороге хорошего качества.

Наш путь пролегал вдоль Волго-Балтийского канала, что позволяло соревноваться в скорости с идущими вверх попутными судами. Впрочем, последние имели преимущество. Наша дорога пересекала Волго-Балт в двух местах по разводным мостам.

 

Корабль перебежал нам дорогу...


По дороге на Анненский мост мы пересекли первый водораздел - между Балтийским морем и Каспийским. По правде говоря, большой горной гряды в этом месте нет. Дальше мы спокойно катили по направлению к Ковжскому озеру, пока я не почувствовал приближение дождя. До планового места стоянки оставалось около 10 км, а тучи уже сгущались над нашими головами. Последние 10 км мы мчались по грунтовой дороге со скоростью в 35-40 км/ч, и наконец выскочили к озеру. Миновав деревушку, стали на ночлег в рыбачьем городке. На берегу озера стоят несколько бань, каких-то сараев…. Но людей ни где не видно. Ладно, подумали мы, станем прямо на полянке, ибо дождь собирается, а берега озера - болотина и буреломы… И все же, почему нет людей??? Ответ пришел сразу, после того, как мы остановились. Несметные полчища антропофагов поднялись со своих болотных аэродромов и отправились на обед. Ни антикомарин, ни начавшийся дождь не могли их образумить. Мы отбивались героически, но в наших рядах тоже были потери…

Под вечер пределов нашего лагеря достиг самый страшный зверь - мошка. Зверюга не просто кусает, она раздирает кожу в месте укуса. К тому же мошка обладает свойствами радиации: проникает куда попало, в том числе, через антимоскитную сетку. Дневной пробег - 80км

На следующий день мы продожили движение по грунту на восток. Правда перед поселком Мирный наша грунтовка вышла на новую трассу европейского вида Вытегра -Вологда. По попутному ветерку мы прогнали около 15 ти километров асфальта как у нас принято говорить "не спеша". На берегу очень живописной реки Кема асфальт кончился. Еще 5 -8 километров и грунтовая развилка. Здесь встречаются дороги на Вологду, Архангельск и Питер (через Вытегру). Дальше нам предстоял самый глухой участок пути по грунту через Водораздел Каспийского моря и Ледовитого океана.


Деревянные мостики по нашей
дороге заставляли опасаться за
здоровье наших камер..

 

Трудно ехать по грунту с большой скоростью. Этим пользуются местные летающие крокодилы (их еще оводами зовут). Днем за каждым велосипедистом летает по 30-40 крокодилов. К вечеру их активность ослабевает, и к ним на помощь приходят комары. Это - главные впечатления от участка дороги Прокшино - Кречетово. На границе Вологодской и Архангельской областей дорога на время (2-3 км) перешла в "отвратительную". В отличие от шоссе Вытегра - Вологда, за эти края еще не взялись. На ночлег остановились на берегу речки Ухта, впадающей в озеро Лача. Дневной пробег - 110 км (~95 -грунт)

День 2 июля ознаменовался нашим прибытием в Каргополь. Проскочив 50 км к 12 часам (почти пополам грунт/асфальт) наша команда очутилась в древнем городе на реке Онеге, где мы остановились в "Отеле и бизнес центре" (с удобствами на этаже), который назовем "Рэдиссон Онежская". Конечно, я говорил о том, что главная цель посещения Каргополя - это коммуни…тьфу, черт! Привычка. Это - осмотр достопримечательностей, но на самом деле нам было известно, что в Каргополе есть пивзавод. Однако, к нашему приезду местные жители успели пивзавод спалить…Пришлось вечером дегустировать завозное…


Вид на Каргополь со стороны реки Онеги

 

3 июля нам предстояло проехать через самый малонаселенный участок пути, разумеется, опять пересечь водораздел (Ледовитого океана и Атлантического). Сначала из Каргополя и до Лядин шла асфальтовая дорога, было солнечно и хорошо. Как только мы это так называемые Лядины проехали, так сразу погода стала портиться, и дорога отвечала ей тем же.

Здесь я позволю себе сделать некоторое отступление от нитки маршрута и поговорить о картографии. Почему-то в этих местах населенные пункты на карте имеют одно название, а на дороге другое! Ну ладно еще когда деревня Анциферовская называется Березово. Могу понять. Но деревню которую каждый ребенок знает с пеленок под названием Лядины здесь называют Гавриловская!! (При чем к Лядинам Гаврилы?). Но самый возмутительный случай был с переименование деревни с гордым именем Пирзаково в какое-то Кукасово! Ну черт с ними с Лядинами, но Пирзаково то за что?

В деревне Лядины на берегу бывшего озера и нынешнего поля растет красивейший погост. Озеро со временем слиняло в пещеру, а дно его заросло травой. Остался погост посреди поля, окруженный домами местных жителей. Строился погост, по моей оценке, более 400 лет, и процесс этот продолжается и поныне. Первые строители в 17-18 веках возвели Храмы и Колокольню, создали внутренне убранство церкви. Современные жители не остаются в долгу и продолжают украшать уникальные памятники деревянного зодчества новыми фресками.


Красота, созданная древнерусскими мастерами в деревне Лядины.
 
Красота, созданная современнорусскими мастерами в деревне Лядины.

 

Через некоторое время после Лядин начинается дорога, усыпанная крупным гравием и идущая по территории Кенозерского заповедника. Гравия здесь 40 км - до самой границы с Карельской республикой. Нам этого хватило сполна. Дорога - потрясающей красоты, постоянные повороты, спуски и подъемы. ОТ езды можно было б получать больошй удовольствие, если б не дождь и постоянные малямбы.

Сначала Денис и Сергей прокололись и поставили запаски. Потом начало спускать Анино колесо. При осмотре выяснилось, что ее задняя покрышка на грани протирания. Поменяли камеру, переставили покрышки (переднюю назад, заднюю вперед). Поехали дальше, и тут сразу за границей областей (кстати, дорога теперь полностью сделана, хотя еще в прошлом году здесь было болото) главным исполнителем стал Сергей. Сначала он пробил заднюю камеру. При ее замене выяснилось, что кроме камеры порвана по корду покрышка. Запасок на тот момент уже не было. Моя запаска оказалась на колесо 622 мм. Я взял ее по ошибке: Дома-то стоят два велосипеда с разными колесами. Принялись клеить пробитое. Первую заклеенную камеру Сергей расклеил путем надутия ее до состояния камня. Свежая заплатка не выдержала и отлетела. К этому времени показалась готовой вторая клееная камера. Сергей взялся за насос и уже через полторы минуты прогремел взрыв. Камера оказалась пробитой в новом месте, при чем кусок камеры был вырван начисто. Пришлось поставить Сергею вперед мою 622мм камеру и рваную покрышку, которую мы перемотали веревками, чтоб не сильно разъезжалась. Пока Сергей взрывал камеры Денис занялся изучением местной фауны и нашел следы огромного медведя. Мишка за несколько часов до нашего приезда перешел через дорогу. Следы на обочине были четкие. Лапища зверя была с две моих, хотя я тоже в этой жизни что то стою!

Вечером мы стали отдыхать на берегу лесного озера, в месте густо посещаемом комарами, слепнями, крокодилами и мошкой. Дневной пробег - 110км

 

День отъезда. В нашу задачу входило проехать 70 км к 2 часам дня. Но так как накануне мы не доехали 8 км, от Пудожи отправились другой дорогой, это еще 4км.… Одним словом, оказалось, что чтобы успеть на обратную Комету, нам пришлось к 2 часам намотать 90 километров, пополам грунта и асфальта. В этой связи мы пилили все утро и успели к назначенному сроку. Мы успели, а Комета - … Оказалось, что дневная комета ходит только по особому назначению. Пришлось посидеть на берегу Онеги 5 часов до вечерней. В результате Денис опоздал на поезд и поехал в Москву через Питер…

За последние года это был, пожалуй, самый интересный из моих летних поездок по стране. Очень рекомендую туристам, имеющим некоторый опыт попробовать себя на просторах Заонежья.

 

путешествия: Египет - Кольский (с фотографиями) - Таиланд (с фото) - Средняя Азия
mail home  служба спасения  новости  объявления  проекты линки  пресса  о Федерации  контакты