Езда с препятствиями.

Советы начинающему ездоку с препятствиями.

На наших соревнованиях традиционно ставится трасса «езды с препятствиями», или как мы еще ее называем «велотуристский триал».

Что это такое? Ставится трасса, ограниченная «волчатником» - красно-белой лентой, на которой добрые судьи расставляют вполне проезжаемые на велосипеде (при наличии определенного мастерства) препятствия. В целом, трасса моделирует как бы те сложности, с которыми сталкивается велосипедист в реальной жизни. Например, при поездке по восточной части Новороссийской улицы.

Какие бывают препятствия и как их надо проезжать?

Основное правило – препятствия надо проезжать, по возможности, не падая с велосипеда (падение – 5 штрафных очков), и не касаясь земли руками-ногами. Каждое касание – штраф 1 очко. Кроме падения, бывает еще «невзятие препятствия» - это когда участник, проезжает «мимо» фигуры, или неправильно ее берет. За это налагается штраф 10 баллов. Наезд на "волчатник" - тоже штраф 1 очко. Разумеется, трасса проходится на скорость, а результаты подводятся так:

Победителем признается человек, у которого минимальное количество штрафных баллов. Если количество штрафных баллов одинаково, то побеждает тот, кто прошел трассу быстрее.

Как правило, трассы подобного рода не велики. На проезд участник тратит 1.5 – 5 минут.

Какие препятствия бывают на трассе?

  1. Песочек. Или я бы даже сказал песок! А может быть даже и песчище! Обращу ваше внимание – чтобы по песку ехать долго и без падений, необходимо попытаться в этот песок не зарыться. В принципе, песчаный участок, как правило, короткий – до 3-5 метров, но проехать его все равно не просто. Во-первых, входить в песок лучше, имея определенную скорость. Во-вторых, не забудьте руль взять покрепче, и держать его прямо. В третьих, хорошо переключиться на пониженную передачу, дабы сохранять крутящий момент в песке. В четвертых, внимательно посмотрите на весь участок. Это можно сделать и перед стартом. Попробуйте наметить наиболее выгодную траекторию движения, прикинуть, где меньше песка, или где он не такой рассыпчатый. Помните: чем более светлый песок, тем более он рыхлый. Чем песок темнее, тем он более проезжабелен на велосипеде.
  2. Бревна. Честно говоря, бревна обычно на соревнованиях кладутся так себе. Палочки! Настоящие бревна, через которые турист должен уметь проезжать много больше. Тем не менее, бревна кладутся по диагонали к предполагаемой траектории движения велосипедиста, их, как правило, несколько. Иногда, когда пройдет небольшой дождик, бревнышки бывают влажными. Как проезжать? Главное правило – не бояться этого препятствия. Много раз мы видим, как подъезжает нежная как персик, стройная как кипарис девушка к бревнышкам, сбрасывает скорость и пытается «нежно» их проехать! Никаких нежностей! Нежно надо проезжать бревно висящее над поверхностью – но таких препятствий на трассах как правило нет. Бревне врытые в землю надо проезжать злобно! Для начала – наметить наиболее перпендикулярную к бревнам траекторию. Затем, поднять скорость (до разумных пределов). Это важно – бревна будут вам мешать, ваша скорость будет падать, и если к первому бревну у вас была скорость маленькая, то далее можно просто остановиться и, соответственно, получить штраф за касание ногой. Итак, едем довольно быстро, и поднимаем переднее колесо, чтобы оно перескочило первое бревно. Если переднее колесе начинает скользить по бревну – будет вам падение. Заднее же колесо, вполне может поскользить, поскользить и перестать. Едем мощно, крутим на пониженной передаче, поднимаем переднее колесо, не сидим в седле (привстаем), и «золотой ключик ваш.

  3. Канава. Канава – есть канава. Неглубокая такая. На четверть колеса шириной. Лопатой организаторов копаная. Что делать? Надо переезжать. Лучше всего вновь – на скорости, приподнимая переднее колесо, и, разумеется, не сидя на седле. Перелетели через канаву, перенесли центр тяжести вперед, чтобы заднее колесо, ударившись о край канавы почти не пострадало. Почему я не рекомендую перепрыгивать канаву как таковую вообще? Извольте: рекомендую. Конечно, лучше перепрыгнуть ее совсем, но да мало кто умеет.
  4. Доска. Время от времени, организаторы кладут перед участниками доску. Но не ту, что гаишники – с гвоздями вверх, а обычную доску, 150 – 200 мм шириной, которая лежит на двух пеньках. На доску есть въезд. Доска длинная: метра два – три. И ехать ее надо вдоль. В чем проблема? Большинство велосипедистов находящихся в трезвом уме и светлой памяти, в состоянии ехать на велосипеде по прямой. Однако, если эту прямую каким-то образом «изобразить» - то дела идут заметно хуже. Байкер начинает нервничать, и по прямой ехать ему не получается. Чисто психологическая проблема. Соответственно и проезжать это препятствие надо просто с холодной головой. Отвлекитесь, подумайте о чем-нибудь другом. И ваш велосипед сам проедет как надо. Можно даже смотреть на следующее препятствие! Это тоже помогает.
  5. Прочие препятствия. Трасса есть трасса – на ней встречаются небольшие подъемчики и спуски, повороты. Здесь основная задача – не заехать за ограждение. Помните? Наехал на «волчатник» - получил штраф. Каких-то особых супер навыков для прохождения дистанции не нужно. Надо просто ехать аккуратно, понимая, что поверхность трассы – не асфальт. Кое-где будут повороты, на которых есть корни деревьев, где-то будет немного песочка. Аккуратно и имея запас крутящего момента (пониженную передачу) вся трасса вполне проезжается. Бывают на трассе также «камешки», вкопанные покрышки… словом, все, что и так болтается у вас под колесами при езде по дорогам может попасться вам и на трассе.

Успешного прохождения!