"СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОТУРИЗМ. НОВЫЙ ВЕК - НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ"
Илья Гуревич

Сегодня некогда популярный вид туризма - спортивный велотуризм находится в глубоком кризисе. По сути, в стране осталось всего несколько клубов, которые его культивируют, а их суммарная "мощность" не достаточна даже для простого проведения ежегодных чемпионатов страны. Приходится объединять спортивные походы за несколько лет, и то получается картина довольно печальная: одни и те же лица, походов даже за три года набирается чуть больше, чем призовых мест. В данной статье я не буду разбирать причины, почему именно спортивный велотуризм пострадал в последние годы больше, чем другие виды. Это тема отдельной статьи. А я попытаюсь изложить свое видение, каким должен быть спортивный велотуризм будущего. В своих размышлениях я буду основываться только на логических выводах, которые, в свою очередь, будут построены на анализе текущей ситуации и тенденций последних лет. Я не буду принимать в расчет существование тех или иных "официальных структур: союзов, комитетов", их правил и методик. Почему? По двум причинам. Во-первых, их работа во многом способствовала тому, что спортивный велотуризм не смог адаптироваться к новым условиям. Во-вторых, я хотел бы изложить новую концепцию для развития спортивного велотуризма, и не мыслить при этом догмами.

Итак, для чего нужен спортивный велотуризм?

Велотуризм - один из самых распространенных видов туризма, однако, подавляющее большинство велотуристов никакого отношения к спорту не имеет. Просто люди садятся на велосипеды и путешествуют по всему миру, посещают интересные места, крутя педали в свое удовольствие. Однако есть и люди, которые стремятся не к отдыху, а к преодолению. Для таких людей как раз спортивный велотуризм был бы полезен для решения следующих задач:

В чем заключается "доблесть велотуриста" века XXI-ого?

Если мы говорим, что спортивный велотуризм нужен, то надо и определить, а что собственно является "доблестью" велотуриста? Поясню. Доблестью скалолаза является покорение скалы. Чем покоренная скала более длинная, гладкая и вертикальная, тем "доблесть" скалолаза выше. Другой пример - велогонщик. Его доблестью является наискорейшее прохождение участка шоссе определенной протяженностью. Гонщик борется со временем и с другими гонщиками. Теперь попытаемся определить, что именно является достоинством велотуриста? К чему стремиться нам, потенциальным спортсменам-туристам?

В случае велотуризма однозначного ответа нет. Это не страшно, ибо и в альпинизме ситуация аналогичная - есть технический класс и есть высотный. Аналогичная ситуация сложилась и в велотуризме, который в последнее время заметно поляризовался между двумя направлениями: техническим туризмом и, так сказать, "марафонским". Технический туризм подразумевает преодоление спортсменом на велосипеде чего угодно, кроме… хороших дорог. В ассортименте "технаря" тропы, движение по степям и пустыням по азимутам, преодоление замерзших рек и озер, зимников, лесовозных, грунтовых, пустынных дорог. Именно в таких условиях можно проявить свою "техническую" доблесть:

Резюмируя сказанное, получаем "технический велотуризм" в образе брата - близнеца другим видам туризма: горному, водному, пешему.
С другой стороны, рассмотрим "спортивный велотуризм по шоссе", или как мне кажется, более точно его надо именовать "марафонский туризм". Я вряд ли ошибусь, если скажу, что приверженцев хороших дорог на сегодня заметное большинство. Многие из них выдвигают логичный (по-своему) лозунг: "велосипед для хороших дорог", подтверждая свои слова обзором развитой сети хороших автомобильных дорог. Давайте подумаем, что может являться спортивной составляющей такого вида туризма, или может правильнее именовать "любительского спорта"?

Теперь давайте подумаем, а должен ли "шоссейный" велотурист обязательно ночевать в палатках, автономно и самостоятельно решать свои проблемы, как это делает представитель "технического крыла"? Вероятно, этот фактор должен быть в этом виде отброшен. Почему? Ведь действительно человеку приезжающему в отель и ужинающему в ресторане, пройти маршрут проще, чем тому, кто приезжает в лес, и начинает пилить дрова. Да, это так. Но вспомним - спортивный велотуризм века 20ого пришел к развалу именно от того, что стал нелогичен в новом времени. А логика говорит: странно требовать от человека, который едет по шоссе, среди городов и сел, такого же поведения, как от байкера, пересекающего по льду Байкал. Первый практически всегда может воспользоваться благами цивилизации, в то время как второй даже при самом сильном желании, не то что благами, но спасательный вертолет вызвать не сможет. Отсюда и решение: оставить за скобками туристские навыки человека-шоссейника, пусть ночует где хочет, ест в ресторанах, а байк ремонтирует в местных мастерских.

Возникает резонный вопрос, а что, разве нельзя скомбинировать оба вида? На первый взгляд даже кажется, что их комбинация и приведет нас к старой формуле спортивного велотуризма века двадцатого, который определял сложность похода по различным факторам? Вот мы и подошли по сути к главному. Раскол в велотуризме был определен развитием техники. Техника (велосипед) пошла по пути глубокой специализации. С одной стороны появились МТБ самых разных назначений, с другой - гибриды. Хорошая техника, специально "заточенная" под решение тех или иных задач, позволяет нам ездить там, где раньше велотуристы ходили пешком. Хорошо видно, как байкер, с двумя покрышками с четырьмя рядами злобных металлических шипов на каждой весело колесит по обледенелой дороге, где его собрат на "Туристе" постоянно падает. С другой стороны, выезжая на "оперативный простор" шоссейной дороги, байкер начинает заметно отставать. У него и передач то таких, как 51 на 11 нет, и колесо меньше, и покрышка шире, и вилка энергию поглощает, и геометрия рамы не настроена на большую скорость. Что получается в итоге: представитель технического велотуризма отправляется в путь на байке, который подготовлен к прохождению наиболее сложных участков. Для шоссе этот байк готовился бы по другому: на нем стояла бы другая резина, разумно было бы поменять систему и кассету. Стоит ли искусственно заставлять "технаря" настроенного скажем на болото, намотать 500 км по шоссе? А именно это сегодня требуют нормы старого велотуризма.

С другой стороны, высокие категории спортивного велотуризма прошлого века, построенные на основе универсальной техники (гибриды на базе "старт-шоссе"), сегодня "страдают" большими участками, когда участник несет велосипед на себе, а не едет на нем. Я в целом, не против, если на особо сложных участках приходится велосипед тащить на себе. Есть же у водников понятие "волок", когда с одной речки суда перетаскивают на другую? Почему не может быть волока в велотуризме? Но "волок" не должен быть самоцелью! Посмотрите на то, как выглядят известные велотуристы из города "В-а": велосипед гибрид с широким багажником на котором лежит заплечный рюкзак. Вы думаете - это бред? Вас удивляет, как можно проявлять мастерство вождения велосипеда, когда центр тяжести столь высок? Нет, это не бред, а более чем разумный выход из ситуации, когда человек знает, что ему придется много дней нести рюкзак на спине, а велосипед на шее. Кто носил на себе велорюкзак-штаны, хотя бы три дня к ряду, понимает, почему В-ские велотуристы везут с собой удобный заплечный рюкзак. А центр тяжести? А он никакой роли для них не играет - ведь ни на шоссе, ни в горах, когда он на спине, его высокое положение для них не помеха, ведь самые сложные участки пути, когда на движении байкера сказывается буквально все, они … не едут. Нет цели ПРОЕХАТЬ сложный участок, показав мастерство вождения байка на пределе возможностей. Есть цель его ПРЕОДОЛЕТЬ, не важно как. Часто получается пешком - быстрее. Вот и ходят пешком. Вот в этом и кардинальная разница.

Философия нового подхода в "техническом велотуризме" как раз заключается в том, что человек должен оставаться в седле до последнего, проявляя все свое мастерство. Соответственно и маршрут выбирать так, чтобы он потребовал от тебя полной отдачи в этом плане, включая предпоходную "заточку" байка. Если ты не можешь ПРОЕХАТЬ по гати, положенной через болото, но преодолел ее пешком - значит ты в определенном плане не прошел маршрута. Какой же ты спортсмен велотурист, если пешком ходишь? Ты, брат, пешеход с велосипедом.

Итак, можно резюмировать сказанное: есть два направления велотуризма, "техническое" и "марафонское", и они должны придти на смену морально устаревшему "спортивному велотуризму". Изменилось время, изменилась техника, изменилась ментальность людей, и правила не должны оставаться старыми - анахроническими.