По странам и континентам.

"ВелоНепал"

Александр Городинский

Этим письмом хочу прислать вам краткую информацию о горном районе Анна-Пурна, Непал с точки зрения вело похода, вело-экстрима ... Поход был реализован в сентябре 2008 г пешком в силу определенных причин, но будучи "молодым" байкером считаю полезным оставить информацию о районе и полезные советы.

Красота природы – лишь отражение улыбки Господа… «Бхагават-Гита»

Климат: С мая по сентябрь – сезон тропических муссонных дождей. Походный сезон октябрь-ноябрь; февраль-апрель. Надо полагать, что в межсезонье на маршруте в высокогорье лежит снег.

1. В районе долины Катманду кататься можно великолепно.

2. Дороги до известных высокогорных треков и заповедников: Ланг-Танг, Анна-Пурна, Читван и др. есть и по ним можно катать. Интересно будет проехать до Покхары... или обратно до Катманду почти все под гору :) асфальт. Вот в район Эвереста дорога есть только до Джири, но обычно туда летают самолетами.

3.Высокогорный маршрут: Анна-Пурна. Маршрут вокруг массива Анна-Пурна является одним из самых живописных и протяженных районов горного трэкинга Непала и занимает около 17-20 дней пешком (примерно столько же дают описание вышеуказанные сайты для велоперехода), протяженность около 300 км. С маршрута видны известные вершины мира – 4-е пика Аннапурны, Манаслу, Тиличо, Нильгири, Гангапурна, Ламчжунг и др. Перепад высот различный, в среднем по 500-700 м на 8-10 км (в день). Путь делится на восточное и западное полукольцо и идет с юга на север, пересекая в северной крайней точке перевал Торунг-Ла (5400), затем возвращается на юг. Восточная часть пути – более пологая (на восхождение) и представляет собой тропу разного характера, западная – более крутая и обеспечена (уже) грунтовкой, которая практически повторяет ход тропы. Растительность – субтропические, широколиственные леса, переходящие на 7 день в тайгу, затем лесотундру ближе к перевалу Торунг-Ла; растительность не мешает движению, тропа хорошо хожена. По данным на 2005 г этот маршрут посещают до 35000 человек в год!!! Заблудиться – нереально! (в районе Эвреста – тем паче!)

Интересный вариант маршрута ( в том числе и для байкинга) – посещение одного из самых высоких озер мира – оз Тиличо (5000). Порядка 3-4 км длиной. Маршрут ответвляется от основного в поселке Мананг, затем на Кхангар. Потом начинается велико множество троп, которые в итоге ведут к базовому лагерю оз Тиличо, что в нескольких километрах от самого озера. Есть указатели, но строго по ним ориентироваться не обязательно. Часты оползни. Путь до баз лагеря ехать будет удобно – чередуясь с горки, в горку. После баз лагеря крутой подъем, с каменистой тропой (осыпь из брекчии). Тропа размечена турами на непонятных участках. Характер тропы (основной маршрут): грунт, в переходный сезон или сезон дождей местами– сплошное месиво, торчащие беспорядочно булыжники (окатанные) и камни (неокатанные). Последние чаще. Местами – это импровизированная лестница из камней, уступов разной высоты. На некоторых участках эти «места» тянутся километрами.

Цивилизация, ночлег, ремонт, аварийные пути. По всему маршруту вокруг Аннапурны находится множество поселков и деревень (практически через каждые пару – тройку километров). НЕ надо брать еду, палатки, ибо это нацпарк – где попало – не разрешат, а только рядом с деревней. Ну и какой кайф спать на местных скотных дворах в палатках??? Это облегчает вес. Жилье на маршруте стоит с обедом и завтраком около 500 руп. Можно торговаться. Условия очень комфортные. Спальник достаточно иметь демисезонный, но не обязательно – везде есть одеяла. В Катманду очень неплохие гостинцы – 15 баксов (можно дешевле -5, дороже…, но это самый неплохой вариант.)

Если в Катманду полно веломастерских, то по маршруту рассчитывать надо исключительно на себя. Если случилось что-то серьезное, то везде по пути можно нанять портера (носильщика), который отнесет велосипед любой тяжести вместе с рюкзаком (они носят до 80 кг) за 300-400 рупий (100 руп`= 1 евро) в день.

Из поселка Джомсом летает самолет несколько раз в день (при хорошей погоде) в Покхару – оттуда самолетом или автобусом до Катманду. Добираемся до района: Из Катманду ходят разные виды автобусов, микроавтобусов, такси до Покхары (начало западного полукольца) и Бесисхара (начало восточного полукольца). Стоимость первых- 350-500 рупий. Есть сообщение самолетом Катманду – Покхара. Покхара – Джомсом, поселок в высокогорье примерно на середине маршрута (около 300 баксов). Уезжать лучше самыми ранними (быстрее), не позднее 14-15 часов (последние). Время трансфера – 6 часов (до Бесисхара). До района можно поехать и на байке (подъемы и спуски чередуются с генеральным повышением высоты). Места уже красивые. Деревни на склонах гималайских предгорий. Покрытие – асфальт. Постоянные повороты рядом с пропастью или крутыми склонами.

Советы по проведению велопохода: В Катманду и в Голландии, есть компании (я нашел две), которые предлагают кросс-кантри веломаршруты вокруг массива. Вот ссылки на их интернет адреса:

http://bikehimalayas.com/index.php
http://www.triphimalaya.com/

На сайтах есть краткое описание пути по дням, даже указано сколько придется нести велосипед на себе. Ребята предлагают поездку с рюкзаком за плечами по восточному полукольцу, начиная с Бесисхара через перевал Торунг-Ла, до Джомсома. Затем самолетом в Покхару и домой. Либо вариант через оз. Тиличо (см выше). Но, пройдя этот маршрут пешком, скажу честно - это бредовая идея, потому что СЛИШКОМ часто придется нести вел на себе. Иногда в гору ведет просто каменная лестница, но даже де в гору тропа, то крупные камни и булыжники с корнями не дадут нормально ехать в гору. В общем, для тех, кто привык жить с велосипедом - это да, а вообще, очень не рационально...

Мои варианты велопредложений: Так как Западная часть обеспечена (уже) грунтовкой, которая практически повторяет ход тропы, а Восточная часть – представлена только тропой то интересен вариант спуска:

А) Доехать из Катманду до Покхары (около 4 евро), затем перелет Покхара-Джомсом (300 долл). Тут вы в высокогорье. Можно съездить до Кагбени и Муктинатха (почти Тибетские условия), полазать по округе, затем просто катить вниз Джомсом- Покхара или Муктинатх- Покхара обратно (дня 2-3). Удовольствие можно растянуть. Возможно, попытаться ехать не только дорогой, но и тропой (кое где они расходятся).

Б) Доехать из Катманду до Покхары (на автобусе, либо своим велоходом), затем сделать реальный апхил длиной в неделю до Джомсома и его окрестностей. Ну, потом либо скатить вниз, либо улететь обратно в Покхару, оттуда в Катманду.

В) Для экстремалов езды можно сделать спуск по восточному спуску. Здесь можно заплатить местным портерам, чтобы затащили ваш вел и вещи на перевал Торунг-Ла (5400), а оттуда у вас есть несколько дней наслаждаться ездой по тропе (сначала слетев с огромной скоростью с перевала). Где она ровная, где с булыжниками и корнями, где просто каменная лестница. На обратном пути кое где все равно придется вел в гору катить.

Г) Все же остается вариант подъема по восточному кольцу от Бесисхара до перевала Торунг-Ла, но как было сказано – очень не рационально.

- удовольствие можно повторить, взяв самолет из Покхары в Джомсом.
- аккуратнее с набором и потерей высоты - может закончиться смертью.
- инфо о Непале и трэках можно почерпнуть здесь www.indostan.ru


там же карты, а на livejornal одного посетителя на форуме есть ссылка в одном из прошлогодних отчетов Москвички.

- Некоторые фотографии с моего похода можно глянуть в контакте http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=55843644

Пропуски, полиция, преступники: Летом 2008 в Непал сменил монархию на коммунизм. Ранее коммунистические партизаны терроризировали туристов и взымали мзду. Сейчас этого нет. Пропуск в район Анна-Пурны оформляется в Катманду и является обязательным. По маршруту много пунктов проверки. Стоил 2000 рупий.

Надеюсь, мое описание дало вам достаточно полезной информации и позволит спланировать свой незабываемый маршрут по Непальским Гималаям, избавив вас от цепких лап байк-турагентств кровавых империалистов, которые хотят за свои услуги порядка 700-1500 евро за тур. Приятного путешествия!