ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

"Велопутешествия зв рубежом. Финляндия. часть 1"
Главы из путеводителя

Глава 1. Финляндия сама по себе и для нас

В Финляндию на велосипеде

Для того, чтобы поехать в Финляндию на велосипеде, надо:

  • составить маршрут;
  • получить визу;
  • и, собственно, поехать в Финляндию – либо своим ходом, либо воспользовавшись каким-нибудь транспортом.

В принципе, на этом наш путеводитель мог бы быть завершен – все уже стало понятно. Но мы дадим несколько советов, как это осуществить наилучшим способом.

 

– Пекко! Поч-чему ты построил дом на одну комм-нату?
– Мень-ше не имел-ло смыс-сла!

Финский язык своеобразный, как бы «прерывистый», но довольно выразительный. Мы, жители соседнего с Финляндией региона, в своем русском языке сохранили некоторое количество анекдотов о нашем бедном соседе, занимавшем одно из последних мест по уровню жизни в Европе еще каких-то 80-90 лет назад. Сегодня Финляндия – одна из самых процветающих стран мира, вероятно, самая приятная для нас страна Европы.
Во-первых, здесь многое связано с русской культурой. В стране стоят памятники нашим царям, центр Хельсинки носит явные следы подражания Петербургу. Здесь, в Финляндии,  действует музей Ленина, а в магазинах, особенно в восточной части страны, много надписей на русском языке.
Во-вторых, и российская история сформировала у нас доброе отношение к финнам. Чего стоит один лишь фильм «За спичками»? Да, во многом финны наши братья по духу.
Наконец, природа. Вы скажете, что после нашей необъятной Сибири или близкой к стране Суоми Карелии нас мало чем можно удивить. Однако, это не так. Основным  потрясением для россиянина станет именно состояние, в котором  находится эта самая природа. Чистые озера, в которых не плавают покрышки и пятна машинного масла, уютные домики, которые почему-то не обнесены двухметровым глухим забором вместе с большим участком берега моря. И главное –  ощущение свободы.  Может, в воздухе Финляндии есть какой-то компонент, отсутствующий у нас, на 1/6 части суши? Почему в частных лесах Финляндии чувствуешь себя куда более свободным и защищенным человеком, чем в государственных землях, скажем, Карельского перешейка? Да, в Финляндии вы можете быть на сто процентов уверенны, что если вы не делаете ничего предосудительного, то никакие лесники, «гаишники», «собственники», директора заказников  и какие-либо другие люди при исполнении не попытаются создать вам проблем и не будут вымогать взяток. Конечно, к этому надо привыкнуть.

Финляндия: немного цифр, географии и истории

            Финляндию часто называют скандинавской страной. Строго говоря, это не так: к скандинавским странам относятся Швеция, Норвегия и Дания, хотя Дания не расположена на Скандинавском полуострове.

Население Финляндии

Финляндия является седьмой по площади по величине страной Европы. Если взять сантиметр, и измерить Суоми с севера на юг и с запада на восток, то цифры получаются внушительными: 1100 на 540 км. А если учесть небольшую численность населения страны (всего 5,3 миллиона человек), то словосочетание «финские просторы»  является вполне уместным. Сравните сами: плотность населения в Финляндии 17 человек на квадратный километр. Плотность населения в Ленинградской области – более 70 человек на квадратный километр, Московской (без Москвы) – 140 чел/кв. км, в Карелии – 4,2 человека на квадратный километр.  Словом, в Финляндии не тесно. Правду скажем, что самая населенная часть страны – береговая полоса вдоль Финского залива. А в остальной стране, плотность населения вполне сравнима с Карельской.
Большинство населения страны – финны (более 90%), на втором месте шведы (более 6%). В пятерку народов, населяющих страну Суоми, входят также русские, сомалийцы и саамы. В Финляндию идет небольшая эмиграция из России; это привело к тому, что в стране появилось русское радио («Спутник» http://radiosputnik.fi/), есть русские рестораны, журналы, клубы. Очень небольшой процент русскоязычного населения составляют потомки тех, кто переселился сюда еще при царе, и не был уничтожен в революционные годы.
Финны принадлежат к так называемым финно-угорским народам и являются родственниками эстонцам, карелам, венграм, коми, а также малым народам, населявшим некогда Ленинградскую область и прилегающие регионы (чудь, водь, вепсы и другие). Кстати, многие представители малых угро-финских народов уехали в Финляндию в 90-ые годы, но зачастую проходят по графе «русскоязычное население».
Шведы исторически населяют Аландские острова, где являются большинством, а также портовые города южного и западного побережья страны. Создается ощущение, что население Аландов не только не говорит по-фински, но даже бравирует этим!
Саамы – одна из малых коренных народностей, проживает на севере страны. Распространены также на Кольском полуострове и в Норвегии.
Родина сомалийцев – знойная Африка. Вторая их родина – некоторые районы Хельсинки, где переселенцы стараются компактно разместиться, в то время как финские власти, наоборот, стараются их разбросать по всей стране для лучшей абсорбции. Кроме афро-финнов, в стране довольно много выходцев и из Азии. Они часто работают в небольших лавках, на АЗС.
Самые населенные места Финляндии находятся на южном побережье. Здесь же меньше всего лесов и больше всего распаханных полей и промышленных зон. Если вы попадете в Финляндию в мае, то обратите внимание на поля. Земля белесая, в пашне камень на камне, но урожаи – хорошие. Урожаи хорошие, а мест для стоянки с палаткой заметно меньше, чем в лесах центра или севера страны.
Сельские финны живут хуторами, а не деревнями, как, например, русские. Это различие чувствуется – если у нас можно отойти от деревни на 500 метров и попасть в глухой лес, то в населенных частях Финляндии, если отойти от одного дома на 500 метров, то вы попадете к другому дому. Многие, если не сказать, большинство проселочных и грунтовых дорог не просто так петляют по лесам, а приводят к домикам. Таким образом, если вы хотите подыскать хорошее место для ночевки в палатке вне кемпинга, то это потребует определенного времени, и может  закончиться ночевкой в месте,  далеком от ваших романтических ожиданий.
В Финляндии не принято обносить свои дома заборами. Иногда участок может быть обозначен живой изгородью из каких-нибудь кустов. Вероятно, финны не боятся, что сосед украдет с их участка урожай морковки. Да и урожай обычно растет там, где ему и положено расти, – на поле, а перед домом чаще встречаются ухоженные газоны, цветущие клумбы и плодовые деревья.
           

Климат Финляндии


           Если вы возьмете в руки какой-нибудь путеводитель, то узнаете, что зимы в Финляндии суровые, а лето – холодное. Осмелюсь предположить, что все отечественные путеводители являются переводными, ибо при взгляде из России климат Суоми выглядит по-другому. Финские зимы мягче, чем наши, а лето, хоть и не теплее, но продолжительнее нашего. Сравнение идет, конечно, с северо-западом, Ленинградской областью, а не с Краснодарским краем. Разумеется, в Финляндии тоже есть более теплые районы, например, юго-запад, и более холодные, лежащие за Полярным кругом. И весна в них наступает в разное время.
            Велотуристский сезон в южной Финляндии вполне можно открывать на майские праздники. В этом случае лучше отправиться в регион, лежащий к западу от Хельсинки. Например, посетить Ханко, Аландские острова, архипелаг Турку. Именно отсюда в Суоми приходит весна. Более популярные у наших велотуристов восточные районы страны могут преподнести сюрприз в виде последнего снега. Конечно, долго он не пролежит, и первомайские снегопады случаются здесь реже, чем у нас. Майский бонус  – «белая вода». Реки вспухают от талой воды и бешено несутся между тех самых классических финских скал. Зрелище завораживающее.
            За маем наступает июнь – месяц, когда в Финляндии начинается туристский сезон.  Не удивительно: на всей территории страны – белые ночи, а на севере – белый день. Тепло (средняя температура в Хельсинки +19 градусов). Раздолье для туризма! Кроме того, если вы останавливаетесь в кемпингах, полезно знать, что многие из них работают только три месяца в году – с июня по август. Именно июнь – лучший месяц для посещения Финляндии россиянами. Дело в том, что основной поток туристов идет в страну из других стран Европы, где люди боятся «суровости»  местного климата. Это приводит к тому, что в июле-августе (числа до 15 августа), в самое теплое время года, цены ползут вверх, и обостряется проблема размещения. Если вы путешествуете маленькой группой в 2-3 человека, то ночлег под крышей вы себе найдете. А если ваша команда насчитывает десяток-другой велосипедистов – дело другое.
            Август – это, как и у нас, грибное время. Обилие грибов в Финляндии потрясает. В России такое можно встретить только за Полярным кругом. Белые, подосиновики и подберезовики рядами стоят вдоль дорог. Это происходит не потому, что финская почва более благоволит грибам, а ввиду того, что местные жители таких грибов не собирают. Финны уважают лишь лисички и шампиньоны. Вы можете набрать целую корзинку первосортных грибов, не удаляясь от автодороги более чем на 50 метров.
            Летом в Финляндии бывают дожди, и, надо признать, довольно холодные. Они могут идти по несколько часов кряду, и даже целый день. Это, конечно, не добавляет удовольствия от ночевки в палатках, даже если вы их ставите на территории кемпинга, где есть душ и горячая вода.
            Если вы собираетесь посетить север страны – Лапландию, то полезно знать, что в июле воздух здесь прогревается, в среднем, до 17 градусов,  в августе – до 14,5 градусов тепла. При этом август – самый влажный летний месяц.
            В Финляндии бесчисленное количество озер, и, как ни странно, вода в них довольно теплая. К середине лета она может прогреться до +20. Балтийское море тоже вполне подходит, чтобы в нем искупаться. Особый шарм, я бы сказал, состоит в том, чтобы купаться там, где скалистые «лбы»  обрываются в море. Скала на солнце нагревается так, что иногда на ней невозможно сидеть, а рядом – прохладное море. Приятно вылезти из воды,  и сразу – на теплый камень. Кстати, на многих озерах и на островах сделаны специальные сходы в воду. Ими может свободно пользоваться любой человек, даже если они находятся на территории кемпинга. Кемпинги в стране Суоми тоже не принято обносить заборами. Исключения составляют те, которые находятся в черте городов.
            Сентябрь в Финляндии – еще вполне подходящее время для велопоходов. Температуры колеблются от +14 на юге до +9 на севере. В конце месяца начинается золотая осень. Если учесть, что в Финляндии есть кемпинги, в которых можно остановиться под крышей, в тепле и сухости, то сентябрь и начало октября вполне подходят для велосипедных путешествий. С другой стороны, стоять с палаткой «по-дикому»  в это время года плохо, так как костры жечь в лесах Финляндии практически запрещено (кроме специально отведенных мест и случаев угрозы для жизни), а на примусе мокрые вещи не особо высушишь.
            Поздняя осень, наверное, наихудшее время для поездок в Финляндию на велосипеде. Темно, холодно, неуютно.
Зима для велосипедиста не многим лучше, хотя сами финны активно катаются и зимой. Недаром же шипованные велопокрышки рождаются на этой земле (Nokian tyres). Теоретически зимой можно совершать велосипедные походы, разъезжая от одного теплого кемпинга к другому. Можно даже совершать экстремальные велопоходы по зимникам! Да, в Финляндии, как и в России, встречаются временные зимние дороги изо льда и снега. В частности, между некоторыми островами Аландского архипелага. Отчет об одном из таких походов можно найти в Интернете по адресу http://www.icebike.com/Articles/IceroadToAland.htm. Другое кольцо зимников ставится по озеру Сайма http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=112&id_reg_sick=36
В заключение отметим:  собираясь в поход по Финляндии даже в летнее время, возьмите с собой теплые вещи. Лето давно ушедшего в историю 2008 года показало, что даже июль не гарантирует здесь жаркой погоды.

Интересные финские ландшафты и «прочая география»

            Финляндия – страна равнинная. Горы есть только на северо-западе, высшая точка – г. Халтиа, 1328 м. «За горами»  едут не в Финляндию, а в соседнюю Норвегию. Финляндия же знаменита своими поросшими соснами скалами, озерами с тоненькими перемычками между ними и красивейшими шхерами. Вот, пожалуй, три «визитных»  карточки северного соседа.
            Однако обращу внимание на то, что равнина – не есть страна, «плоская как блин». Вовсе  нет! Мелкий рельеф присутствует, так что вы весь день можете ехать, постоянно набирая и сбрасывая по 30-50 метров.
            Скалы встречаются почти по всей Финляндии, от границ с Россией и до последних утесов на Аландских островах, обрывающихся в море в направлении Швеции. Скалы, конечно, очень оживляют пейзаж. Бывает, что дорогу пробивают через каменные лбы напрямую. И тогда вы едете как в гранитном тоннеле. Иногда дорога вьется, объезжая отдельно стоящие скальные массивы. И это тоже очень красиво. Но прекрасней всего скалистые берега озер и островов, где камень и вода как бы дополняют друг друга: одна скала висит над водой, другая – отражением лежит на поверхности.
Финские озера имеют очень изрезанную береговую линию. Говорят, это ледник постарался. Он же создал такие интересные места, как коса Пункахарью – семикилометровая полоска суши, идущая между озер, ширина ее всего около 100 метров.
            Если говорить об островах, то в Финляндии есть два популярных среди велотуристов архипелага: Аланский и Турку. Конечно, природой устроено так, что по островам на велосипеде ездить сложно, все-таки они отделены друг от друга водой. Но финны эту проблему решили, устроив довольно густую сеть паромов, а кое-где соединив острова дамбами или мостами. В результате получились просто райские места для велосипедистов. Едете по дамбе, справа море, слева море, в море лебеди непуганые плавают, а с высоких мостов открывается вид на десятки маленьких островов-скал, разбросанных в живописном беспорядке. На Аландских островах существует такое понятие, как «велосипедный паром». Да, это паром, который рассчитан на перевозку велосипедистов. Пешеходов, конечно, тоже может взять. Ходят такие паромы по расписанию или по предварительному заказу, и только в летнее время. Но все равно, где еще в мире есть специализированные велопаромы?

Флора и фауна

Надо сказать, что представители дикой природы в городах Финляндии встречаются куда чаще, чем в России. Причина этого, очевидно, в контроле численности бездомных собак и кошек. Последних встретить в финских городах крайне сложно. А вот зайца, мирно прыгающего по улице Турку, Хельсинки или Лаппеенранты, увидеть можно довольно часто. Любовь к сохранению дикой природы, вероятно, имеет и коммерческий смысл. Как-то остановились мы в Расстиле – кемпинге на территории Хельсинки. На что неудачное место – слов нет. Но вокруг домика каждое утро прыгал заяц, к обеду пешком приходила утка, и с немым вопросом заглядывала в рот. Белка шуршала на крыше. Приятно. Вроде и место стало нравится.
Чаще всего в Финляндии встречаются зайцы и различные птицы: лебеди, гуси. Заметно реже – более крупные животные, например, олени и лоси. На севере, кстати, олени встречаются постоянно. Чтобы встретить косулю, мирно идущую по тихой дорожке, надо встать пораньше утром, пока водители авто еще спят. Конечно, ранний подъем не гарантия, может быть, косули именно в это утро пасутся где-то в иных местах. Но вероятность встречи возрастает. Вот интересно, как решена проблема того, что эти скоты портят посевы? Посевы не огорожены, ходи, пасись, фермеру на горе.
Хищники в Финляндии встречаются очень редко. Иногда попадаются змеи, в основном, ужи. 
Распространены в Суоми и комары, хотя их количество несравненно ниже, чем у нас в Карелии. Причина в том, что местные леса более ухоженные, часть болотин осушена.

Финские дороги

По каким дорогам в Финляндии можно ездить на велосипеде? Ответ такой: по всем, кроме автострад. Но это – формальная сторона дела. Реально, конечно же, не только автострады, но и крупные дороги для велотуризма не слишком привлекательны.
Итак, автострад в Финляндии немного. Связывают они ключевые города страны: Хельсинки, Турку, Лахти, Котку, Тампере, и постоянно строятся. Даже если вдоль автострады идет велодорожка, что случается нередко, ехать по ней неприятно. Автострады исключаем сразу.
Следующий уровень дорог – «главные дороги страны». Собственно, как и автострады, они тоже соединяют крупные города, но по ним ехать на велосипеде разрешено. Часть таких дорог не настолько сильно загружена, чтобы сделать путешествие невозможным. На картах дороги такого типа обычно обозначаются жирной красной (коричневатой) линией. Трассы этого типа имеют номера, состоящие из одного или двух знаков. Например, дорога номер 11 Пори – Тампере. Как распознать, какие из этих «жирных» дорог пригодны для езды на велосипеде, а какие нет? Ответ подсказывает бытовая логика: если дорога идет из одного крупного города в другой, вероятно, она будет сильно загружена. Если же «красная» дорога находится где-то на отшибе, например, как 53 дорога, идущая на полуостров Ханко, то по ней можно не только ехать на велосипеде, но и даже делать это с удовольствием.
Если дорога имеет в своем номере 3 цифры, то, как правило, это хорошее шоссе, с хорошим покрытием и без особого трафика. Иногда в разряд «трехциферных» попадают старые трассы, взамен которых возвели автострады. По «трехциферным» дорогам удобно ездить любителям асфальта и длительных пробегов.
Самые интересные для велопутешествий дороги имеют номер из 4 цифр или вообще не имеют никакого «печатного» номера. Именно езда по ним познакомит вас с настоящей Финляндией. «Четырехциферные» дороги, как правило, ведут от села к селу (от хутора к хутору ведут дороги без номеров), изгибаются в угоду рельефу (большинство дорог более высокого уровня «ровняет» рельеф под себя насыпями, мостами и выемками). Ездить по таким дорогам очень интересно: все время вверх-вниз, вправо-влево. Здесь нет профилированных обочин, канав вдоль дороги, зато на повороте изгиб дороги может проходить в двух-трех метрах от жилого домика, в окошке которого можно увидеть финского дедушку, пьющего чай. На «четырехциферных» дорогах, несмотря на всю их «малозначительность», обычно стоят указатели, что заметно облегчает ориентирование. Чем дальше от центра страны, тем больше среди дорог с четырехзначным номером грунтовок-грейдеров. Однако они поддерживаются в хорошем состоянии, ехать по ним приятно. Конечно, как на любой грунтовке, встречаются выбоины, а иногда и участки «стиральной доски». Но с другой стороны, в отличие от России, на грунтовках здесь не встретишь лужу длиной в двести метров и глубиной по колено или участок «стиральной доски» протяженностью 120 километров. 
Последний уровень дорог – «дороги-призраки» (не на всех картах есть). На них может не быть никаких указателей – просто от вашей дороги в лес уходит укатанная грунтовка или узкая полоска асфальта. Куда она идет? Иногда к ближайшему хутору, а часто «дорога-призрак», попетляв между селами, выходит на другую «большую» дорогу, и тогда ей удобно пользоваться как срезкой.
            Отмечу, что чем меньше дорога, тем ближе она к природе, тем ближе контакт с местным населением. На «дорогах-призраках» водитель встречной машины помашет вам рукой, а случайный прохожий улыбнется. У равнодушных финнов это признак огромной радости от встречи с вами. Отмечу и такой факт: чем глубже забираешься по мелким дорогам в леса-болота, тем менее ухоженные дома можно встретить.
            Если вам удастся купить специальную велосипедную карту, то вы увидите маркированные велосипедные маршруты. За малым исключением они пролегают по самым интересным дорожкам. При прочих равных условиях вы можете выбирать один маршрут или несколько, комбинируя по необходимости, и будет получаться заведомо хорошо.
Из недостатков финских дорог отметим, что в стране нет лесных грунтовых дорог идущих по лесу десятки километров. Либо дорога лесная-грунтовая, и идет к ближайшему хутору, либо она уже грейдерная, и тогда идет далеко-далеко. За длинными лесными дорожками надо ехать в Литву или Латвию.

Велодорожки 

           
            Многие люди, никогда не бывавшие в «цивилизованном мире», мечтательно вздыхают при слове «велодорожка». В самом деле, велодорожка весьма хороша, например, для того, чтобы ездить из дома на работу или на соседнее озеро. Для велопохода велодорожки не то  чтобы совсем не подходят, но и предметом особого вожделения велотуриста не являются. Конечно, забавно видеть, как для велодорожек роют тоннели под автодорогами, как устанавливают дорожные знаки для велосипедистов. Но в целом незагруженные второстепенные финские дороги намного приятнее для туризма, чем велодорожки. На дорогах и ориентироваться легче, да и ехать по ним привычнее.  На дороге всегда понятно, куда она идет. А велодорожка может периодически заезжать в села, петлять по полям. Бывает, что в душе поселяется тревога – а не сбились ли вы с пути? Не свернули с вашей «магистральной» велодорожки на какую-нибудь локальную? Кто знает, когда в наших городах появятся велодорожки, может, их финские собратья станут нам милее?
            Другое дело в городах. Здесь велодорожки реально помогают велосипедисту. Тут уже надо больше беспокоиться пешеходам. Часто бывает так: правая сторона проезжей части отделена и превращена в велодорожку. А правее велодорожки идет тротуар.  Если вы гуляете, скажем, по Хельсинки пешком, то уверен, первое время будете объектом для порицания в среде местного велосообщества. Если надо перейти дорогу, то интуитивно мы, не привыкшие к велодорожкам, останавливаемся не на тротуаре, а уже на велодорожке! А велосипедисты здесь привыкли ездить довольно быстро, и столкновение с ними может быть весьма болезненным.
            Кстати, при столкновении, если вам нужна помощь, вам следует звонить по номеру 112 без каких-либо дополнительных кодов городов, независимо от того, в какой части страны вы находитесь.
            Вот для чего велодорожки подходят на 100%, так это для семейного велоотдыха. Едешь, болтаешь с женой и детьми, ни о каком дорожном движении вообще не думаешь, так как пребываешь в полной безопасности. Отметим: детям, как известно, по дорогам ездить нельзя. А по велодорожке – можно.

 

Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015