ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Готовим предложения по изменению в ПДД 

И. Гуревич

 Полосы для ОТ в будущей версии правил дорожного движения России?

Вот на этот вопрос буду рассуждать в этой статье. Почему? Я был в составе велосипедистов-экспертов, которые под руководством Игоря Петровича Налимова готовили документы для нынешней редакции Правил. Не все наши предложения были учтены. Некоторые — изменены. Но работа такая проведена была. Предполагаю, что через некоторое время будет вновь окно возможностей для изменений ПДД. Надеюсь в этом принять участие. Некоторые предложения, которые я буду вносить, пропишу тут. Итак, вопрос: каким образом должно регулироваться движение велосипедистов по полосам, которые предназначены для движения Общественного Транспорта (ОТ). 

Напомним суть проблемы: на ряде улиц в наших городах появились полосы для общественного транспорта. Это — правильный ход. Общественный транспорт должен иметь приоритет при движении по улицам, по сравнению с личными автомобилями. Но, возникает коллизия с велосипедистами. Согласно ПДД, велосипедистам предписано двигаться в правом ряду, возможно правее. Это в том случае, если отсутствуют велосипедные дорожки или полосы. По умолчанию они — отсутствуют. Но если правый ряд отведен для движения ОТ, то, получается, что на велосипедах по нему двигаться нельзя. На этот счет есть споры о толкованиях правил. Но мы оставим их за скобками. А где тогда двигаться? Двигаться левее полосы ОТ, это действительно небезопасно, и тоже запрещено. Правила предписывают в тех случаях, когда невозможно двигаться по проезжей части, двигаться по тротуару. Но и тут не все просто. Хорошо, если тротуар — пустынный. Но полосы для ОТ у нас в центре города. Понятно, что по тротуару Невского проспекта или Большого проспекта ПС не вдруг поедешь. Да и правила требуют пешеходам неудобств не чинить. В итоге получаем, что де юре, дороги с полосами для ОТ для велосипедистов закрыты. Хорошо еще, что у нас в стране законы носят рекомендательный характер. Велосипедисты продолжают ездить. Хотя нам уже известны случаи, когда велосипедистов останавливали и даже штрафовали. 

Теперь подумаем, как надо организовать это дело в будущих ПДД. В идеале, конечно, «каждой блошке своя дорожка». То есть, кроме полосы ОТ, есть еще и велодорожка. Однако опыт Европы показывает, что это возможно далеко не везде. Совсем очень далеко не везде. Так далеко не везде, что почти нигде в центрах. На окраинах — да. А вот в центрах городов, чтобы на улице была и полоса для ОТ, и еще велодорожка (велополоса), это большая редкость. Как правило, совмещают. 

Какие минусы от совмещения? Теоретически велосипедисты, особенно когда их много, могут создать помеху общественному транспорту. И тогда идея полос для ОТ будет девальвирована. Ну и смысл делать полосу для ОТ, если тот самый ОТ, не только не летает по нашему городу, но просто ползет за велосипедистом? Второй минус — организационный. Есть ощущение, что даже там, где власти могут сделать велосипедные дорожки, они не будут, мотивируя тем, что вот, пожалуйста: для вас есть полоса ОТ. 

Плюсов тоже не много. Главный: с какой стати велосипедисты лишаются права проехать по десяткам городских магистралей? Это для чего надо? Уверен, что травматизм велосипедистов на полосах для ОТ существенно ниже, чем на других полосах. Пока — это мое экспертное мнение. Я переговорю с представителями ГИБДД, чтобы подтвердить его статистикой.

По логике, есть два варианта, которые можно будет предложить при следующих изменениях в ПДД. 

Первый вариант: четко и ясно прописать запрет в ПДД на движение по полосам ОТ, и оговорить возможность установки знака «кроме велосипедистов». То есть, когда «дорожные власти» сочтут, что на той или иной улице возможно совмещение движение велосипедистов и ОТ, то повесят табличку, «кроме велосипедов». 

Второй вариант: сделать ровно наоборот. РАЗРЕШИТЬ по умолчанию движение велосипедистов по полосам ОТ, которые располагаются в крайне правом ряду (бывает другое расположение полос для ОТ), а там где это небезопасно, или мешает тому самому ОТ, следует движение велосипедистов запрещать. 

Я буду предлагать второй вариант. То есть: по умолчанию, движение велосипедистов по полосам ОТ — разрешить, а там, где надо — запретить его знаком. 

Почему? Первое. На сегодня движение велосипедистов по дорогам городов нашей страны растет, однако, их все еще довольно мало. Существенных помех для ОТ это не несет. Ни на Невском, ни на Большом, ни, тем более, на других дорогах города. И не ясно, сколько лет или десятилетий пройдет, прежде чем плотность велосипедистов достигнет таких величин, что они реально будут помехой на большинстве улиц с ОТ. Второе. Когда появится проблема, предположим, на той или иной улице, то ее можно будет решить одним из двух вариантов. Неправильный: повесить знак, «Движение на велосипедах запрещено». Правильный: выделить для велосипедистов велополосу, или построить велодорожку. Но на остальных улицах проблемы не будет. Третье. Эта ситуация в целом соответствует мировой практике. Четвертое. Если по большинству улиц с ОТ движение на велосипеде безопасно и хорошо, то и надо организовать дело так, чтобы большинство было по умолчанию разрешено, а на меньшинстве стоял запрещающий знак, а не наоборот. 

Таким образом, к следующему пересмотру ПДД, я внесу предложение, разрешить движение по полосам для ОТ для велосипедистов на постоянной основе. На фото — дорожный знак в Оксфорде. Полоса для ОТ, такси и велосипедистов. Снято в 2014 году.

знак в Оксфорде

Продолжение темы изменений в ПДД последует. Есть, увы, что еще, над чем надо думать и о чем говорить. Новые ПДД лучше старых, «велосипеднее». Но улучшать их, увы, есть еще куда.


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015