Публикуем небольшой рассказ о зимней велосипедной гонке Iditasport Extrem, которая проходит на Аляске.
Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)

Ultra Cycling(?): Iditasport Extreme

«Iditasport Extreme X Three, возможно, наиболее трудный вызов любителям крутой велосипедной езды. Вопрос не в том, трудно ли это, а в том, насколько это на самом деле езда на велосипеде!!»
Пол Блэк (Paul Black)


Знак вопроса после слова “cycling” в заголовке поставлен не из-за слова “ultra”, а из-за слова “cycling”. Во время Extreme Race этого года (речь о гонке в 2000 году), траверс Аляскинского хребта от 125-й до 155-й мили потребовал от соревнующихся где-то от 14 часов до двух дней! Велосипедисты тянули и толкали свои велосипеды вверх по склонам по мягкой, заснеженной трассе под непрекращающимся снегопадом. Съёмочная группа из Дании утверждала, что её снегоход не без проблем взбирался на некоторые из холмов. А мы, как предполагалось, должны были ехать на велосипедах!!!

Iditasport Extreme – 350-мильная гонка, где люди могут использовать только собственные силы, проходит по маршруту первых 350 миль Iditarod Trail. Участники могут идти/бежать, идти на лыжах, на снегоступах, или ехать на велосипеде; иногда существует лишь небольшая разница между этими видами, так как гонщики прокладывают свой путь через снега так, как им это удаётся. Для «Большого вызова» в 2000 году некоторые ветераны Iditasport расширили гонку до полных 1080 миль пути Iditarod.

Iditasport Extreme стартовал 26 февраля в 3 часа дня. Гонщики, собиравшиеся пройти полностью путь Iditarod, начали с традиционной гонки Extreme с тем, чтобы продолжить путь до Нома, а не остановиться в МакГрате.

История
Гонка на собачьих упряжках Iditarod, проводимая ежегодно в марте на Аляске, уходит корнями в прославленный “сывороточный пробег” из Анкориджа в Ном в 1925 году. Тогда в заиндевевшем Номе случилась обширная эпидемия дифтерии. Спасительная сыворотка имелась в наличии лишь в Анкоридже, за более чем 1000 от Нома. Тогда не было железных и шоссейных дорог, а замерзший океан сделал доставку кораблём невозможной. Единственные на Аляске два самолёта, оба с открытыми кабинами, были на зиму спрятаны в ангарах. Губернатор Аляски Скот Боун (Scot C. Bone) направил сыворотку по железной дороге в Ненану. Оттуда ей предстояло следовать на собачьих упряжках оставшиеся 674 мили до Нома. Обычно собачьей упряжке требуется 15-20 дней, чтобы добраться до Нома, но в этот раз 20 разных погонщиков и собачьих упряжек, сменяя друг друга, затратили на путь в 674 мили до Нома пять дней и семь часов. Сыворотка прибыла в замороженном виде, но её можно было разморозить, и многие жизни были спасены. Iditarod, сеть из 2000 миль соединяющихся троп, была заброшена до того, как некоторые её части были использованы в 1973 году для ежегодной гонки Iditarod.

В 80-е годы приключенческие гонки и гонки на выносливость стали популярны. На Аляске начались гонки Iditashoe и Iditaski – ходьба на снегоступах и кросс-кантри на лыжах, проводимые в феврале на трассе Iditarod. Первый Iditabike провели в феврале 1987 года. Гонщики проходили на снегоступах, на лыжах или проезжали на велосипедах 100 миль. В 1997 году стартовал Iditasport Extreme.

Трасса

Трасса начинается в Ник-Лэйк и следует маршрутом Iditarod 350 миль до МакГрата. Первые 30 миль пересекают реку Литл-Суситна и далее идёт до первого контрольного пункта у Флэтхорн-Лэйк. Далее трасс проходит до реки Суситна и далее над рекой Йентна до контрольного пункта Йентна-Стэйшн (60-я миля). Путь продолжается по реке Йентна до контрольного пункта Скуэнтна-Роудхауз (90-я миля). Оставляя позади водную систему, трасса направляется по суше на Шелл-Хиллз до контрольного пункта Шелл-Лэйк-Лодж (165-я миля). Там путь начинает взбираться на подножие Аляскинского хребта, приводя к контрольному пункту Уинтер-Лэйк на Фингер-Лэйк (130-я миля).

От Фингер-Лэйк, трасса становится более дикой. Обвивая лощины, спускаясь к Хэппи-Ривер, а в итоге выше линии роста деревьев к контрольному пункту ниже Рейни-Пасс (165-я миля). От этого контрольного пункта дорога стремится ввысь следующие 15 миль до спуска в опасное ущелье Дэлзелл и далее до контрольного пункта Рон-Роудхауз (210-я миля). Далее – длинные 90 миль до контрольного пункта Николай (далее в тексте также называемый Никалой – прим. перев.), проходящие через Фэруэлл-Лэйк и опустошённый Фэруэлл-Бёрн. Последние 50 миль вьются вдоль и поперёк реки Кускокуин до финиша в МакГрате.

Гонщикам позволяется собрать три вещевых мешка, которые доставляются на трассу, и каждый из них не должен весить более 20 фунтов. Один забрасывается в Скуентна (90-я миля), один – в Рейни-Пасс (165-я миля), и один – в МакГрат на финиш (с повседневной одеждой и т. п.).

Гонка

Гонка Extreme Race этого года стартовала в 3 часа дня в субботу, 26 февраля, и преодолела 25 миль в первый день до Флэтхорн-Лэйк, где соревнующимся пришлось провести первую ночь. Участники развели пару костров и ели, пили и спали возле озера в спальных мешках. Затем гонка снова стартовала в воскресенье утром в 8.00. Участникам приходилось нести на себе снаряжение для ночлега, причём снаряжение, использованное в первую ночь, должно было переноситься участником в течение всей гонки.

В воскресенье гонка продолжалась 60 миль до селения Скуэнтна; там находился контрольный пункт Скуэнтна-Роуд-Хауз, где предоставлялись комнаты и еда. Путь до Скуэнтны представлялся относительно лёгким.

«Лёгкий» означает возможность ехать в седле большую часть времени со скоростью 9-10 миль/ч. «Тяжелый» означает возможность иногда ехать в седле со скоростью 4-7 миль/ч. «Трудный» означает толкание байка большую часть времени со скоростью 3 миль/ч. «Исключительно трудный» означает тянуть-толкать байк через снег и вверх по склону со скоростью 1,5-2 миль/ч.

Следующим контрольным пунктом был Фингер-Лэйк-Лодж, в 40 милях от Скуэнтна, и езда на этой части пути стала тяжёлой: в седле со скоростью 4-7 миль/ч и толкание байка значительную часть времени. В понедельник в окрестностях Фингер-Лэйк начался снегопад, который продолжался два дня.

Следующая часть пути – около 30 миль от Фингер-Лэйк до Рейни-Пасс-Лодж, поднимается на Аляскинский хребет и характеризуется чистым перепадом высот около 3000 футов. При наилучших условиях, эта часть пути считается трудной, поскольку соревнующимся приходится толкать велосипеды вверх по многочисленным крутым подъёмам. В этом году условия на пути от Фингер-Лэйк до Рейни-Пасс-Лодж были ужасны. Лучшее время для этих 30 миль составило 14 часов; участники толкали велосипеды вверх по мягкому неслежавшемуся снегу.

Я проходил эту часть трассы с двумя другими велосипедистами и двумя лыжниками. Мы выехали из Фингер-Лэйк-Лодж в понедельник утром и провели ночь понедельника в вагончике возле озера на полпути к Рейни-Пасс-Лодж. Во вторник мы преодолели путь до Рейни-Пасс-Лодж и провели там ночь вторника, недалеко от верхней точки Рейни-Пасс, проходящего через Аляскинский хребет. Один велосипедист, который выехал из Фингер-Лэйк-Лодж в понедельник вечером, кончил тем, что бросил свой велосипед на полпути к Рейни-Пасс-Лодж и прошёл остаток пути пешком; он был уверен, что это был единственный способ добраться до Рейни-Пасс живым. Эта 30-мильная часть пути – наитруднейшие 30 миль из тех, что мне когда-либо доводилось пройти с велосипедом!!
Следующая часть гонки – 35 миль от Рейни-Пасс-Лодж до Рона. Рон – это заброшенный придорожный домик – однокомнатный вагончик размером 15 на 20 футов. Тропа до Рона взбирается до верхней точки прохода, затем вверх-вниз и в итоге резко вниз через ущелье Данзел-Гордж до реки внизу. Участки ущелья покрыты сугробами, и иногда трудно следовать тропе. Это – официальный контрольный пункт для гонки на собачьих упряжках Iditarod, и в вагончике находились двое рабочих, занимавшиеся приготовлениями к Iditarod, участники которой должны были добраться дотуда через несколько дней. Я провёл ночь в Роне вместе с шестью другими участниками и двумя рабочими. Мы спали, вытянувшись от стены до стены в вагончике.

“Лучшие гонщики известны благодаря маленьким спальникам и большим будильникам” – Дэн Булл, 1989.

Следующая часть пути – 90 миль через подножие остающегося позади Аляскинского хребта, и далее через Фэйрвел-Бёрн, представляющий собой опустошённую землю, получившую своё название из-за пожара, случившегося в 1950-х годах и уничтожившего большую часть деревьев. Лишь немного деревьев выросло на этой земле вновь из-за короткого вегетационного периода. Следующий контрольный пункт – удалённое, национальное селение Николай. Когда мне впервые описали Николай, я представил себе эскимосов в иглу. Николай, однако, оказался на удивление современным. Контрольный пункт – общественный центр с буфетом (чизбургер и чипсы обошлись в 8,50 долларов), прачечной и общим залом. Имелась также комната отдыха, где можно было остановиться, с душем, телевизором и телефоном.

Я ехал через Фэруел Бёрн в пятницу, и я ехал до послеполуденного времени, пытаясь достичь Никалоя до ночлега. Чтобы попасть в Никалой, нужно повернуть направо у реки и ехать далее около полумили. Если вы поедете налево после первого выхода к реке, то вы окажетесь на пути к конечному пункту – городу МакГрату и не попадёте в Никалой. Я вышел к какому-то ручью и подумал, что нужно повернуть направо, чтобы добраться до Никалоя. После нескольких попыток придерживаться тропы на ручье я в итоге решил завернуться в спальный мешок и дождаться утра, чтобы определить, где я нахожусь.

Утром я подумал, что, возможно, проскочил поворот на Никалой, и вернулся по тропе на несколько миль назад чтобы убедиться, что я не прав. Я встретил другого гонщика, следующего с другого направления, который переубедил меня, что я на правильном пути. Мы продолжили путь, пересекли ручей в том месте, где я ночевал, нашли «правильную» реку, и прибыли на контрольный пункт в 12.45 дня в субботу. Предыдущую ночь я провёл всего в миле отсюда! Конечно, там нет дорожных знаков, которые направляли бы велосипедистов. Я решил провести ночь в Никалое и проделать следующую часть пути на следующий день при дневном свете.

Следующая часть пути, 55 миль до конечного города МакГрата, проходила вдоль реки. Первая половина пути до МакГрата была лёгкой, но вторая половина стала тяжёлой, поскольку снег стал мягким и ехать по нему было трудно. Понадобилось девять часов, чтобы преодолеть эти 55 миль до МакГрата.
Я завершил Iditasport Extreme за 8 дней и 3 часа на 17 месте из 40 участников. Джон Стэмстэд (John Stamstad) из штата Вашингтон победил с результатом 4 дня 9 часов 27 минут. С. и Р. Рифенстул (S. and R. Riefenstuhl) из Аляски финишировали первыми из пеших участников за 6 дней 10 часов 50 минут. Норона (Norona) из Британской Колумбии финишировал первым на лыжах за 8 дней 11 часов 46 минут. Десять из сорока участников сошли с дистанции.

«Невозможный» Iditasport

В 2000 году участники имели возможность продолжить гонку до Нома, тем самым пройдя полный 1080-милный маршрут Iditarod. Поначалу я был одним из 22 участников, планирующих пройти полный маршрут Iditarod. Однако я смог пройти лишь традиционную гонку Extreme, поскольку у меня был кашель и усиливающийся отёк, у меня имелась боль в колене, которая также усиливалась, и я был не настолько готов, насколько это необходимо, к зимним ночёвкам и выживанию на оставшейся части пути. На пути из МакГрата в Ном местные деревушки служили контрольными пунктами; расстояние между ними достигало 110 миль, из-за чего, вероятно, требовалось более одного дня, чтобы добраться от одного контрольного пункта до другого. Для тех, кто продолжил гонку до Нома, контрольные пункты находились в:

Takotna (371-я миля)
Cripple (469-я миля)
Ruby (581-я миля)
Galena (633-я миля)
Kaltag (727-я миля)
Unalakleet (817-я миля)
Koyuk (915-я миля)
Golobin (991-я миля)
Nome (1086-я миля)

Все эти контрольные пункты представляют собой деревни, кроме Криппл, который не более чем точка на пути. Предполагалось, что в Криппл будет находиться работник контрольного пункта с палаткой, однако этот человек заболел, и единственной поддержкой в Криппл были заброшенные туда сумки, предварительно приготовленные участниками, с едой, батарейками и т. д. Другие контрольные пункты были деревнями, и участники отправляли туда посылки со всем необходимым на адрес почтовых отделений, а затем должны были получать их по прибытии. Почтовые отделения бывали открыты с 10.00 до 16.00. Путь от МакГрата проходил через безлюдную зону, тянущуюся около 200 миль, затем по реке Юкон, и в конце вдоль побережья западной, центральной Аляски до Нома. Тропа вдоль Юкона и вдоль побережья имеет репутацию очень ветреной, и ветры в 30-40 миль/ч там обычны. Ветры дуют в основном с северо-запада, и участники путешествуют на север или запад по совершенно бесплодной земле с малым числом деревьев, которые могли бы сдерживать ветер. Тринадцать гонщиков продолжили Iditasport Impossible. Майк Курьяк (Mike Curiak) из Колорадо выиграл с результатом 15 дней 1час и 15 минут. Курьяк был восьмым на Extreme, на 19 часов отстав от Стэмстеда (Stamstad). Два гонщика сошли с дистанции из-за травм.

Советы начинающим участникам гонки

Тем, кто рассматривает возможность участия в Iditasport, я рекомендую прежде совершить 100-мильный пробег, чтобы приспособиться к езде по снегу. Также понадобится специальное оборудование. В последние пять лет велосипедисты используют обода типа «snow cat» шириной 44 мм, которые можно приобрести в All Weather Sports в Фернбенксе, Аляска. В этом году многие велосипедисты использовали особые 82-миллиметровые обода, изготовленные для песка/снега.
Большинство велосипедистов используют своеобразные муфты, которые присоединяются к рулям таким образом, что рычаги переключения передач и тормозные рычаги оказываются внутри муфт. Также необходимо везти с собой спальный мешок и палатку, и иметь на велосипеде сумку для перевозки сменной одежды и пищи. Большинство участников также везут горелку и котелок для плавления снега и приготовления супа или овсянки. Если собираетесь на Iditasport, тщательно проверьте всё необходимое оборудование и снаряжение!!!

Переводчик: Виктор Сараев (aka vvsar на сайте клуба «Велопитер»)

Подробнее о гонке и ее сегодняшнем дне читайте на сайте: http://www.alaskaultrasport.com/