Анализ аварийности от Алексея Панкова.


В прошлой статье, опубликованной на нашем сайте, мы рассмотрели статистику ДТП с велосипедистами за 2010-2012 года. Теперь, при помощи Алексея Панкова, мы получили еще более интересные данные. В частности, Алексей посчитал, какие улицы нашего города считаются самыми аварийными для велосипедистов.
 
Аварийность по улицам

В случае, когда аварий мало, разброс очень большой. Улицы, на которых зарегистрировано меньше пяти аварий, я не брал. А улиц с более чем пятью ДТП набралось 68. Вот их рейтинг. Сразу замечу, что говорить тут стоит никак не об опасности, а об аварийности. Большое количество аварий связано в первую очередь с объемом велосипедного трафика по той или иной улице. Чтобы считать опасность, надо количество аварий делить на количество проезжающих там велосипедистов, а у нас таких данных нет. Поэтому буду говорить аварийность. А аварийность в нашем случае, это число ДТП с велосипедистами на километр дороги.

 

 

улица

длина, км

ДТП с участием велосипедистов

ДТП/км

1

Ждановская ул.

1,22

6

4,92

2

Невский пр.

4,5

21

4,67

3

Парашютная ул.

1,8

8

4,44

4

Гражданский пр.

5,86

26

4,44

5

Вавиловых ул.

1,2

5

4,17

6

Карпинского ул.

1,2

5

4,17

7

Непокоренных пр.

3,9

16

4,10

8

Литейный пр.

1,9

7

3,68

 

Луначарского пр., (пр. Культуры - ул. Руставели), есть велодорожка

3,96

14

3,54

9

Каменноостровский пр.

3,4

12

3,53

10

Испытателей пр.

3,6

12

3,33

11

Художников пр.

3,042

10

3,29

12

Луначарского пр.

7,05

22

3,12

13

Малый пр., ВО

2,9

9

3,10

14

Просвещения пр.

7,5

22

2,93

15

Трудящихся бульвар (Колпино)

2,05

6

2,93

16

Коломяжский пр.

2,8

8

2,86

17

Савушкина ул.

6,4

18

2,81

18

Ланское шоссе

1,85

5

2,70

 

Луначарского пр., (Выборгское шоссе - пр. Культуры), нет велодорожки

3,02

8

2,65

19

Науки пр.

4,2

11

2,62

20

Белы Kуна ул.

2,3

6

2,61

21

Культуры пр.

3,08

8

2,60

22

Королева пр.

3,5

9

2,57

23

Садовая ул.

4,376

11

2,51

24

Славы пр.

3,6

9

2,50

25

Загородный пр.

2,03

5

2,46

26

Северный пр.

6,75

16

2,37

27

Энгельса пр.

11

26

2,36

28

Московский пр.

9,5

22

2,32

29

Будапештская ул.

6,1

14

2,30

30

Большой Сампсониевский пр.

4,8

11

2,29

31

Замшина ул.

2,25

5

2,22

32

Лиговский пр.

5,6

12

2,14

33

Стародеревенская ул.

2,8

6

2,14

34

Большой пр., ВО

3,4

7

2,06

35

Камышовая ул.

3,45

7

2,03

36

Партизана Германа ул.

2,47

5

2,02

37

Светлановский пр.

7

14

2,00

38

Богатырский пр.

6,2

12

1,94

39

Долгоозерная ул.

2,6

5

1,92

40

Бухарестская ул.

8,45

16

1,89

41

Коллонтай ул.

3,86

7

1,81

42

Руставели ул.

5,1

9

1,76

43

Ленинский пр.

8,5

15

1,76

44

Комендантский пр.

3,48

6

1,72

45

Косыгина пр.

3,5

6

1,71

46

Стачек пр.

7,77

13

1,67

47

Есенина ул.

4

6

1,50

48

Оптиков ул.

3,44

5

1,45

49

Маршала Захарова ул.

3,6

5

1,39

50

Планерная ул.

4,35

6

1,38

51

Пискаревский пр.

8

11

1,38

52

Обводного канала наб.

8,08

11

1,36

53

Петергофское шоссе

6,34

8

1,26

54

Металлистов пр.

4,8

6

1,25

55

Тореза пр.

4,15

5

1,20

56

Грибоедова кан. наб.

5

6

1,20

57

Обуховской Обороны пр.

11

13

1,18

58

Ветеранов пр.

7,8

9

1,15

59

Маршала Блюхера пр.

4,7

5

1,06

60

Энергетиков пр.

4,7

5

1,06

61

Суздальский пр.

8

8

1,00

62

Дунайский пр.

7,2

7

0,97

63

Фонтанки р. наб.

6,44

5

0,78

64

Маршала Жукова пр.

6,7

5

0,75

65

Софийская ул.

18,5

12

0,65

66

Выборгское шоссе

11,5

7

0,61

67

Народного Ополчения пр.

10,5

6

0,57

68

Приморское шоссе

59

18

0,31

 

Приморское шоссе по уму стоило бы отсюда выбросить. Очень уж оно длинное, а аварии на нем сосчитаны только в городах и поселках.

По проспекту Луначарского, кажется, и так все видно. Статистика вроде бы демонстрирует наше раздолбайство. Да, но не совсем. Половина из аварий (7 из 14), случившихся между пр. Культуры и ул. Руставели – в той части, где рядом с дорогой проходит велодорожка, случились на перекрестках. В протоколах это не отмечено, но не исключено, что это были аварии на переходах, с участием тех, кто ездит по велодорожке. Для шести ДТП на перегонах (из семи), случившихся в этой части проспекта, указан номер дома. Все шесть произошли на четной стороне (велодорожка проходит по нечетной стороне), про еще одно не известно, на какой половине оно случилось.

В той части пр. Луначарского, где велодорожки нет (от Выборгского шоссе до пр. Культуры) большинство аварий (6 из 8) произошли на перегонах. Одна – на перекрестке, одна – на переходе.

Прим.ред. Пожалуй, эти цифры позволяют говорить о том, что вопрос о пересечении велодорожки и улиц не решен в полной мере правильно и провоцирует ДТП. Мы не уверены на 100% в этом, но улик за такую версию много.

Аварийность по времени суток

Таблицы не очень наглядны. Покажу на графиках.

В общем, распределение аварий по времени выглядит так:

 

Все логично. Ночью мы спим. В восемь утра, похоже, едем на работу. В пять-шесть усталые возвращаемся домой. Попадаем в аварии.

Разделим эти столбцы на аварии, случившиеся в рабочие дни, и в выходные. Разделение получилось неоднородным. В утренних авариях доля тех, что приходятся на рабочие дни, больше, чем в дневных. Вот так будет еще нагляднее:

 
Что видно?

Про ночь говорить не будем. Данных там мало. Видим максимумы на синей половине:

·         в восемь утра – очевидно, это те, кто пострадал, по чужой ли вине или по своей, по пути на работу,

·         в час дня – неужели так много людей ездят на велосипеде на обед, что это настолько  проявляется даже в статистике ДТП?

·         в семь-восемь часов вечера – это, наверняка, и те, кто едет домой, и те, кто, уже приехав, выбрался покататься для души.

В выходные картина иная. Утро начинается медленнее – утренний максимум приходится на 12 дня. А вечером наблюдаем две вершины. Первая, вероятно, соответствует количеству велосипедистов на улицах. А вторая, в 9 часов вечера, подозреваю, связана с наступлением сумерек – статистика-то у нас преимущественно летняя.

 

Аварийность по месяцам

Начнем опять с общей картины:

 

Общая картина мало что говорит.

Но уже видно, что в 2010 пострадало меньше велосипедистов (точнее, было зафиксировано меньше ДТП с участием велосипедистов), чем в последующие годы. Но это и из таблички в статье Ильи и Виталия хорошо видно. Что не видно из таблички, так это то, что в 2010 и 2011 годах месячные максимумы аварийности приходились на июль, а в 2012 велосипедисты вроде бы стали выползать на улицы позже (в апреле было меньше аварий), но зато быстро и массово начали попадать в аварии (максимум приходится на июнь). Впрочем, это может быть вызвано и какими-то другими факторами – состоянием дорог, какой-нибудь новинкой дорожного законодательства или еще чем-нибудь.

Что меня очень удивляет – так это то, что в 2012 году я видел на улицах намного больше людей на велосипедах, чем в предыдущие годы. А количество ДТП с участием велосипедистов из-за этого не выросло. И это не может не радовать. Люди, пересаживайтесь на велосипеды. Чем нас больше, тем каждому из нас безопаснее.

 Снова повторим финт с рабочими и выходными днями. Дабы не обвиняли меня в том, что в разные месяцы число выходных и рабочих дней отличается, сразу скажу, что не я придумал такой календарь. А чтобы это не помешало сравнивать аварийность выходных и будних дней, перевел все в среднее количество аварий за день – в целом за месяц, и отдельно по рабочим и выходным дням (годы там не подписаны, но догадаться несложно – 2010-2011-2012):



Видно, что синие столбцы каждый год сначала быстро вырастают, потом чуть медленнее уменьшаются. Вот почти то же самое на отдельном графике – аварийность будних дней (количество ДТП за месяц):

 

 

Кажется, что август 2010 года был дождливым и люди мало ездили на работу на велосипедах, меньше даже, чем в сентябре.

 Красные столбцы на предыдущем графике – аварии выходных дней, демонстрируют, что в начале сезона, в апреле, у среднестатистического велосипедиста гораздо больше шансов попасть в аварию в выходной день. И это повторяется каждый год. Сравните красные апрельские столбики с синими.

 Еще можно заметить, что смещение максимума аварийности в 2012 году на месяц ранее связано только с рабочими днями. Вообще распределение аварий выходного дня по месяцам в целом не такое понятное, как статистика будних ДТП. Вот отдельно данные по количеству аварий в выходные дни:

 


 Только и можно сказать, что с апреля по сентябрь аварий с велосипедистами в выходные дни случается больше, чем в апреле и ноябре. И что сезон велопрогулок по выходным дням в разные годы заканчивается в разное время – в 2010 году резкое уменьшение аварий приходится на сентябрь, в 2011 – на ноябрь, в 2012 – октябрь.


.