ВелоПитер - home  
КЛУБ ПОХОДЫ ФОРУМЫ СНАРЯЖЕНИЕ ДРАЙВ ВЕЛОТЕХНИКА ВЕЛОТУРЫ
О клубе
Клубный реестр
Клубные мероприятия
Проведение велопробегов
Фестиваль "ВелоПитер"
Рекомендовано ВелоПитером
Опросы
Снаряжение

Вход

Велопитер в Твиттере






ActivEInfo - каталог магазинов и свежая информация о товарах  для активного отдыха

Конференция в Орхусе 

20-23 марта 2013

Впечатление участника

велосипед Конференция в Орхусе была организована Леонтьевским центром, за что ему большое спасибо. Как я, Ваш покорный слуга, Илья Гуревич на нее попал? Конференция была посвящена тому, как велосипедизировался город Орхус. И меня пригласили, как человека, имеющего отношение к велосипедизации. У меня печальная история, человека, привлекавшегося экспертом в КБДХ (2008), КТТП (2012), НИИАТ (моя фамилия стоит на Концепции  велосипедизации Петербурга в ряду других). Словом времени на продвижение велосипедных идей потрачено много, результата не видно. 

Город Орхус (Дания) город побратим Петербурга. Интересно, что реализованная ныне программа, была запущена в Орхусе ровно в тот же год, что и первая программа велосипедизации Питера. Год этот - 2008. Есть правда отличие: в Орхусе программа реализована. А у нас - похоронена. После программы 2008 года, была очередная попытка в 2012 году. Город затратил 4 000 000 рублей на разработку Концепции. И сегодня, 23 марта я готов сказать: концепцию город похоронил. Наши велосипедные дела передали в КРТИ - это такой комитет, который вобрал в себя множество функций и полномочий, и по моему мнению, с ними справиться не в состоянии. Как говорят в интернете "пруф" вот:

Надежда Косицкая
Пресс-секретарь Комитета по развитию транспортной инфраструктуры:
 
Сейчас вектор деятельности комитета находится несколько в другом направлении. Мы занимаемся госзаказами, ревизией тендеров. До велодорожек, адресных программ мы не скоро доберёмся, нам бы текущий ремонт дорог запустить. Цитата 

Не до велодорожек? Не до адресных программ? Красавцы.  С чем еще комитет не в состоянии справиться? Кроме этого, в комитете наблюдается кадровая суета. Словом, у людей в КРТИ, по моему мнению, есть куда более важные задачи, чем превращение нашего города в приятное для жизни место.  А теперь новое веяние - передать реализацию чего-то велосипедного... в молодежное правительство города. Я познакомился с людьми, которые входят в эту структуру, и слова плохого об Александре и Алексее сказать не могу. Оба производят впечатление толковых людей. Однако, ни полномочий, ни бюджетов, ни, главное, возможности решать данную проблему системно, у них нет. Не потому, что не хотят. А потому, что так устроена наша власть. Да и сама идея, отдать важнейшую градостроительную задачу превращения города в приятное для жизни место на сторону, свидетельствует о крайне низком, на мой взгляд, уровне понимания происходящего в КРТИ.  И, тем не менее,  я надеюсь, что у Александра и Алексея получится пробить хотя бы еще один велосипедный объект в городе. Не до жиру. Но, обращусь к властям, мы ждем. Я желаю, как человек, вам долгого здравия, господа современные чиновники. Но как горожанин я жду. Жду, когда ваше поколение, господа чиновники ВЫСОКОГО РАНГА, отправится, скажем так, на покой, унеся с собой пережитки совковой ментальности, и заодно опыт распилов и откатов. В чиновниках-исполнителях, в чиновниках на местах, я уже вижу людей, которые смотрят в будущее. Мы хотим жить в чистом во всех смыслах городе: с чистым воздухом, с парками, скверами, с низким уровнем шума, и с чиновниками с чистыми руками.  Не знаю, как других людей, но люди, которые стремятся застроить каждый сантиметр города, которые делают деньги себе на всех проблемах города - достали. 

Речь, конечно, идет о чиновниках высокого ранга, городских. На местах есть адекватные люди, которые, замечу, присутствовали у нас на конференции тоже. Это главы муниципальных районов, Сестрорецкого и Большой Ижоры, Оккервиля. Ничего не скажу, нормальные люди, знающие ситуацию на местах. Я бы их назвал хозяевами территорий. Добротные мужики.  Но, у них другая проблема: жесткая нехватка финансирования, и не менее жесткая нехватка полномочий. Но, что было очевидно, что они все примеряли на себя. Как это можно реализовать у себя в городе, а как то.  От души желаю им удачи.  Хотя, я понял из разговоров с ними, что особого запроса от населения на велоинфраструктуру они не видят. Ведь массы их избирателей, это бабушки-пенсионерки. Совершенно понятно, и осуждать их за это нельзя, что бабушки голосуют за другое. Вопросов нет. И тут большая задача наша, таких организаций, как Велопитер, и Велосипедизация, чтобы мы способствовали распространению велосипеда. Тут в Орхусе стоит памятник мэру, который ездил на работу на велосипеде. Почему? Это было быстрее. Колеса у велосипеда оформлены как стрелки часов. Ему горожане поставили памятник. А многим нашим градоначальникам памятник поставить можно только на погосте. Но никак не в городе, где от их деяний жизнь становится с каждым годом только хуже. На фото справа изображен как раз памятник Мэру Орхуса, и рядом с ним - Пабло Целис, который работал над программой велосипедизации Орхуса. И добился успехов.

Но, хватит о печальном, поговорим, что хорошего я узнал в городе Орхусе, и что можно каким то образом использовать, чтобы сделать наш город лучше.

Для начала - постановка задачи. Зачем все это надо? Вся эта велосипедизация? А нужна она для того, чтобы город стал чище, тише, население здоровее. Это - цель. И велосипедизация - это лишь ОДНО из средств достижения этой задачи.

В Орхусе 20% всего перемещения населения происходит на велосипеде, а на работу все 25%. Главный мотив это просто удобнее, а совсем не потому, что нет возможности купить машины. И не смотря на то, что сегодня идет снег, все равно здесь много велосипедистов. Большая часть велодорожек это дорожка РЯДОМ с дорогой (не по ней). За городом дорожки идут уже самостоятельно, потому, что ехать через поле или парк, приятнее, чем вдоль грохочущей трассы. Орхус третий по велосипедизации город в Дании. Почему? В Орхусе есть холмы. В Оденсе например 35% всех поездок на велосипеде. К тому же есть пригороды, на расстоянии, например, 20 км от центра. Не вдруг проедешь. 

велосипедВелосипедисты Орхуса условно делятся на два: первый «городской велосипедист», это тот, который едет в городской одежде и по центру. 3 км. Другие люди ездят как «супербайкеры» - в правильной одежде, и имеют возможность принять душ перед работой. Но уже 30% продаж велосипедов электрические. План в Орхусе был принят в 2008 году. Город выделил 10 млн евро. Ранее тоже было кое что, но в пределах 0,5 млн. в год и 10 млн дало большой толчок велодвижению. В Орхусе теперь 600 км велосипедных дорог. На 1200 км автодорог. И не смотря на это число велосипедистов в Дании за последние 10 лет падает. Причина - страна богатая, люди могут позволить себе машину, и покупают, например, вторую машину. И в семье уже два человека могут ездить на работу на машине.  Вторая причина - люди стали покупать недвижимость в пригородах, заместо бетонных ячеек в городских домах. Оттуда ездят уже на машинах, так как 20 км до города уже не вдруг проедешь.

Но! Пересадить людей на велосипеды, это не самоцель. Цель - тихий, чистый, уютный город. Посему, для тех, кто ездит в город на машине, сделали специальную парковку, где можно хранить велосипеды. Суть такая, на въезде в город Орхус в часы пик организована пробка, в которой можно провести до 45 минут. Это, конечно, не специально, само так получилось. Вот у этого "пробочного" места, сделали парковку, где за 50 евро в год (в год!) можно арендовать ячейку, где хранить велосипед. На фото справа Пабло тыкает в нее пальцем. Как работает? Едешь себе из пригорода, приезжаешь на такую парковку, ставишь машину, открываешь ключом ячейку, берешь велик и едешь на работу. Стоять в пробке не требуется. Систему запустили год назад, уже арендовано 26 ячеек.  Всего же мощность такой парковки порядка 58 штук велосипедов. Планируется открыть еще несколько таких парковок на других въездах в город. 

При строительстве велодорожек отдали приоритет, где возможно, делать дорожки, которые не идут вдоль трасс, а где-то в стороне. По таким дорожкам ездить стало намного приятнее. Ведь людей невозможно пересадить на велосипед, если езда на велосипеде не будет доставлять им удовольствие. То есть, делаем вывод уже мы, если мы сделаем велодорожки, а убирать город будем также как сейчас, поливать его той же химией, не введем Евро-4, то людям все равно будет не до конца комфортно. А идея Орхуса, как и десятков других велосипедированных городов, как раз и заключается в том, чтобы сделать так, чтобы люди почувствовали, что на велосипеде ездить приятно, и даже приятнее чем на машине. 

велосипед95% бюджета на велодорожки было потрачено (замечу, именно потрачено, а не распилено) на собственно инфраструктуру. А 5% на рекламу и разные акции, направленные на то, чтобы показать людям преимущества езды на велосипеде. 

Из того, что в городе Орхус еще сделано для велосипедистов, можно отметить следующее: оборудованы городские парковки, в том числе охраняемые, как, например, у жд вокзала. Человек покупает ключ, и держит свой велосипед под замком.  Еще поставили тумбы с насосами, где велосипедист может бесплатно подкачать велосипед. поставили счетчики, которые показывают, сколько велосипедистов проехало по этой велодорожке за день. Людям нравится. Интересная идея реализована в Орхусе: совмещенные вело-автомобильные дороги. То есть, это дороги, по которым МОЖНО ездить на автомобиле. Ранее они вообще были автомобильными. А теперь - вело-автомобильные. Ехать можно, но только со скоростью велосипеда, обгонять его нельзя.  А уж о парковке автомобиля на проезжей части - это практически можно забыть. И это, замечу, правильно. Дороги - чтобы ехать. А машины парковать - это уже дело хозяина. Пусть паркует где хочет. Но - вне общественных дорог. 

Кстати, кое-где парковки для автомобилей разрешены. Машины стоят. Однако, когда велосипедистов в городе стало больше, то в одном месте взяли, и заменили 4 парковочных места для автомобилей, на парковку для велосипедов. Итог: вместо 4х автомобилей паркуется 60 (Шестьдесят) велосипедов. А когда стало еще хуже, то сделали двухярусную парковку, и на месте 4х автомобилей стало помещаться более 100 велосипедов. И парковка - битком. Пример - на фото справа. Зима, крестьянин торжествует, а велопарковка - битком. Свободные места есть, они и должны быть, но не много. Видно, что люди пользуются. 

Обращу внимание: 20-25% горожан ездят на велосипедах, а выигрыш для всех горожан! На улицах свободнее, чище, тише. Езда на велосипеде по делам, это не прихоть горстки ненормальных.  Это необходимая составная часть транспортной инфраструктуры. 

Итак, в Орхусе: велодорожки и велополосы, парковки, дороги с приоритетом движения на велосипеде, охраняемые парковки, "тюрьма для велосипедов" - сюда свозят безхозную технику. И еще в городе есть бесплатный прокат. 

Я не большой поклонник бесплатного проката, так как это дело такое. На любителя. Но опишу и его. Орхус вдохновился примером Копенгагена, и решили сделать такой же проект.  В Копенгагене (с пригородами 1,2 млн жителей) бесплатные велосипеды появились еще в середине 90ых годов. В Орхусе начали в 2005 в мае. С 1 апреля по 31 октября на улицах Орхуса стоят 450 бесплатных велосипедов. Думали так: 200 катаются, остальное резерв. Оказалось, спрос очень велик, и работают все велосипеды. Велосипеды в отличие от Копенгагена имеют 3 скорости. В Копенгагене без скоростей, а в Орхусе холмы. В городе 56 станций, где можно взять или оставить велосипед. Карта есть на каждом велосипеде. Чтобы снять со стенда  велосипед нужна монета в 20 крон. Вставляешь, и уводишь велосипед. 20 крон на твоем велосипеде же стоят. Приезжаешь, вставляешь цепь, получаешь 20 крон обратно. Время не ограничено. Целевая группа -  туристы, которые любят посмотреть на город с велосипедов. Именно туристы. Однако оказалось, что и кроме туристов сами горожане активно используют эти велосипеды. Иногда даже вместо своих. Все-таки велосипед стоит денег. А этот хоть хуже, но бесплатный. И не украдут. А если украдут, то не твоя проблема. Велосипеды маркированы 3хмерным кодом. Это помогает разыскивать брошенные велосипеды вне стоянки. Люди ездят на таких великах и домой.  Ну, люди как люди. 

велосипедЖители звонят, посылают со смартфона СМСки, что нашелся бесхозный велосипед. Но, каждый год теряется 20 велосипедов. В первые годы было больше украденных велосипедов, поврежденных. Теперь этого уже намного меньше. Велосипеды эти очень кондовые, живут постоянно на улицах. Танки. Они не могут конкурировать с обычными велосипедами. Ну и не очень-то их крадут. Тем более что каждый житель Орхуса имеет свой велосипед, зачем ему еще и красть бесплатный, который, честно говоря, ужасен? Зимой не используют, так как падает спрос, и возрастают расходы на ремонт. У них есть специальная машина, которая помогает с тем, чтобы перевозить велосипеды. Так как иногда бывает так: где-то больше велосипедов берут, а где-то больше оставляют. С 2013 на каждом велике будет гпс локатор, и по этому локатору будут видеть, где эти велосипеды находятся. Есть опорный пункт, где мастерская и склад. Там же они собираются, так как приходят частями хрен знает откуда (Китай). Там же (в мастерской) рекламу наносят. Работает 2 работника. Кроме этого, общественные работники из числа безработных 5-7 человек. Еще есть команда с машиной, которая ездит по городу и ремонтирует велосипеды по месту. Безработные работают тут потому, что не хотят начать утро с водки, а с какого-то полезного труда. Пока работа не подвалит.

Теперь интересный опыт, как агитировали население использовать вместо машин - велосипеды. Заставлять людей, вроде не хорошо. Но надо их убедить. Ведь пока ты едешь по городу на автомобиле, от тебя страдают все горожане. Они тебя "слушают", "нюхают", а иной раз и под колеса попадают. Человек на автомобиле стал врагом городов, врагом людей. Но - имеет право. Значит, надо как-то убеждать людей, хотя бы попробовать, хотя бы один разок!  Ведь мы точно знаем, так как у нас 2/3 членов клуба имеет свое авто, (у меня три), что поездка на велосипеде, куда лучше, чем на машине. Лучше для всех! 

Для подростков программа: 80 дней вокруг света. Каждому ребенку-участнику, поставили на велосипед GPS треккер, и выводили его результаты в режиме онлайн соревнования на карту на сайт. Кто больше проехал на велосипеде. Дети даже получали открытку, как бы из того города, до куда они доехали, если бы не крутили педали в городе Орхусе по своим делам, а ехали в поход. Цель - показать школьникам, как много они могут передвигаться, в том числе без родителей. 

Интересный эксперимент провели с компанией Арла. Взяли 6 человек, которыйе ездили всегда на работу на автомобиле. Подарили им велосипеды, провели тест здоровья, и заставили ездить на работу как минимум 3 дня в неделю на велосипеде. Этот кошмар продолжался пол года. Через пол года участники эксперимента были очень довольны, здоровье их улучшилось. Более того, они начали исполььзовать велосипед для семейного отдыха.

В городе сделаны тумбы с постерами, которые рекламируют езду на велосипеде, сделана страница в Фейсбуке, где идет не только пропаганда велодвижения в Орхусе, но и реально Пабло лично отвечает на вопросы и жалобы. А Пабло - ответственный человек за программу в Орхусе в плане инфтраструктуры. Получается хорошо, так как жалоба быстро доходит куда надо, и на вопросы отвечает человек, который в теме.

Ну, что, завтра я возвращаюсь на Петербургскую землю. Прощай, Орхус. Велосипедный город. Жизнь, тем не менее, продолжается. Будем продолжать бороться и верить, что когда-нибудь, власти поставят реальную задачу по превращению Петербурга в чистый и удобный для жизни город. 
 


Экстремальный портал VVV.RU
ВелоПитер - виртуальный велотуристский клуб Илья Гуревич [ilia.velotur@gmail.com]
ВебМастер: Алексей Кочетов [www.phpbee.org]
Вопросы рекламы: Анна Кононова [akononova@yandex.ru]
(C) ВелоПитер, 1997-2015